ЧЕТЫРЕ МИФА О КИТАЙСКИХ ЭЛЕКТРОМОБИЛЯХ

Сайт elektrovesti.net опубликовал интересные сведения о четырех мифах, царящих в умах насчет самого быстрорастущего в мире китайского рынка электромобилей.
Действительно, в КНР сегодня продается рекордное количество электромобилей, а китайские электротакси и электробусы вполне мирно завоевывают планету. Однако мировое сообщество уверено, что в Поднебесной производят только низкокачественные «поделки», а рядовых китайских граждан просто заставляют их покупать. Индустрия электротранспорта в КНР, действительно, находится в стадии бума – рынок электромобилей уже перенасыщен настолько, что Пекину приходится урезать льготы. В 2018 году в материковом Китае продано 1,3 млн электромоблей и PHEV (частных легковых и коммерческих), что на 61% больше, чем годом ранее. В четвертом квартале именно на КНР пришлось 60% от общего количества проданных в мире электромобилей.
Естественно, что КНР лидирует и по объемам производимых литий-ионных аккумуляторов, а также по числу станций быстрой электрозарядки.
И все же мировое сообщество пока не воспринимает EV-индустрию Поднебесной всерьез. Многие, даже эксперты, убеждены, что Китай берет исключительно количеством, а не качеством. Якобы страна штампует «одноразовые» электромобили, а дирижирует процессом непосредственно ЦК КПК. Эксперты BNEF опровергают четыре главных мифа о рынке электротранспорта в КНР.

Миф 1: PEV составляют всего 1-2% от проданных автомобилей
Да, два года назад электромобили (+подзаряжаемые гибриды) составляли всего 1% от общей доли продаж традиционных автомобилей. Впрочем, примерно те же показатели были у них и в Северной Америке, и Японии. Однако, в четвертом квартале 2018 года доля электромобилей составила уже 7% (в декабре – 8,1%), так что с 2011 она выросла на рекордные 118%.

Миф 2: Все электромобили в КНР маленькие и медленные
Еще пять лет назад в Китае действительно преобладали миниатюрные электромобили с малой скоростью, которые превосходили по продажам обычные пассажирские PEV в 15 раз! Однако, свежая статистика доказывает обратное – ситуация кардинально поменялась. Так, за минувший год в КНР было реализовано (частным лицам и в лизинг юрлицам) 1,1 млн стандартных электромобилей и 1,4 млн микроэлектромобилей.
Кстати, на последнюю категорию государственные льготы не распространяются. Более того, этих малышей даже не учитывают в официальной статистике, обнародуемой пекинским правительством. Аналитики BNEF констатируют, что, да, «тихоходки» на электротяге пока еще доминируют на китайском рынке, но с каждым годом играют все менее важную роль на потребительском рынке.

Миф 3: Правительству принадлежат все зарядные станции
С 2012 по 2015 годы главным оператором зарядных станций в КНР, действительно, была государственная компания-монополист State Grid, которая предоставляла всей стране и другие энергетические услуги. Но, к третьему кварталу 2018 она утратила свое влияние и уступила первенство частному провайдеру – компании T-Good.
Третье место в рейтинге сетей станций подзарядки электромобилей сегодня занимает тоже частная компания – Star Charge. Так, что теперь частным производителям зарядного оборудования принадлежит больше половины всех «чарджеров» в Китае.

Миф 4: Компартия заставляет покупать электромобили
В КНР действуют несколько национальных льготных программ для покупателей электромобилей. Они включают как скидки на покупку электромобиля, так и особые условия для автопроизводителей.
Например, с 2019 года правительство требует, чтобы компании выпускали определенное число электромобилей и контролировали долю производимых выбросов через «биржу выбросов двуокиси углерода».
Впрочем, не меньшую роль играют и муниципальные органы управления. Местные власти вполне легитимно накладывают ограничения на использование автомобилей с ДВС. Так, в шести крупнейших городах-мегаполисах (с числом жителей свыше 10 млн) продажу бензинового и дизельного авто- и мото- транспорта достаточно строго контролируют по «сингапурской системе», заставляя выкупать ограниченное число (для Пекина, например, выделяется не более 60 тыс. новых знаков в год) номерных знаков на аукционе, где их цена запросто превосходит стоимость самих автомобилей, а вот на новый электромобиль получить номерной знак гораздо проще и дешевле.

Естественно, что именно жители китайских мегаполисов и стали главными пользователями электромобилей. А масштабы здесь таковы, что отдельные китайские города уже впереди целых стран Запада. Например, рынки PEV Шэньчжэня и Шанхая уступают по величине только федеральному рынку США и национальному рынку самого Китаю.
Муниципальные льготы в КНР, зачастую решающий фактор при формировании рынков. Так, в Пекине уже реально выгоднее покупать электромобиль, чем автомобиль, а в Шанхае, где действуют льготы, прежде всего, на подзаряжаемые гибриды (PHEV), их и продается больше.
Естественно, что растет и доля китайских электромобилей на мировом рынке, которая в ближайшие годы вырастет на 40%, как прогнозируют аналитики.
Кроме того, по оценкам McKinsey, страна также может стать мировым лидером по производству т.н. «автономных ТС», т.е. попросту робомобилей.
Например, в аналитическом исследовании Reuters по деятельности 29 крупнейших в мире автопроизводителей показано, что общая сумма инвестиций в электрический транспорт уже составляет более $300 млрд, при этом около 45% этих средств инвестировано именно в КНР.
Кроме того, исследовательская компания Bloomberg NEF (New Energy Finance) предложила свежий прогноз развития сегмента электромобилей. Согласно ему в 2019 году мировой рынок электромобилей составит 2,6 млн, из которых 57% придется как раз на рынок Китая.