ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ БИЛЕТЫ ПО ПДД РАЗДЕЛЯТ ПО КАТЕГОРИЯМ

По данным «Ъ», ГИБДД готовит очередные инновации в области теоретических экзаменов на водительские права. По их замыслу, теперь экзаменационные билеты будут зависеть от той категории, которую желает получить кандидат в водители. Пока что билеты по ПДД универсальны, а вот по новой системе потенциальный  мотоциклист станет отвечать на вопросы, конкретно привязанные к специфике управления мотоциклетной техникой. Естественно, что суммарное количество задач увеличится. Естественно, что в ГИБДД учитывают и зарубежный опыт внедрения балльной системы: за более опасную ошибку на экзамене, будут начислять больше штрафных баллов.

Грядущие изменения в теоретическом экзамене глава ГИБДД Михаил Черников анонсировал еще в марте в интервью радиостанции «Милицейская волна», но тогда он озвучил лишь несколько тезисов. Сейчас же Госавтоинспекция объяснила «Ъ», что появится новая редакция регламента по приему экзаменов, согласно приказу МВД №995. Таким образом, МВД ответило на поручение Владимира Путина от 2018 года по ужесточению требований по сдаче экзаменов на водительские права..

В МВД разъяснили: «Прорабатывается вопрос увеличения числа экзаменационных задач и их систематизация в зависимости от категории транспортного средства. Сейчас 800 вопросов (задач) разделены на 40 билетов. Билеты поделены на два комплекта – для легковых категорий (c M по B) и грузовых (с С по D), но пока что принципиальных отличий между этими билетами не слишком много. Теперь же по новому регламенту гражданину, желающему получить категорию «А» зададут задачи на проверку знаний управления именно мотоциклом. А, вот сдающему на права категории «СЕ» (автопоезд) придется решать задачи по управлению тягачом (грузовиком) с прицепом.

Новый регламент, возможно, учтет и опыт таких стран как Великобритания, Германия и Норвегия. Если, согласно действующим российским правилам на теоретическом экзамене можно сделать две ошибки, а за каждую придется ответить еще на пять дополнительных вопросов, А, в ряде стран кандидатам на экзаменах ставят баллы: «Кандидат признается сдавшим экзамен, если набрал минимальную сумму баллов или не превысил максимально допустимого количества ошибок. В некоторых странах кандидат может получить отрицательную оценку не только в случае недобора минимального числа баллов, но и в случае неправильного ответа на один или несколько вопросов, касающихся серьезных нарушений. Например, связанных с предоставлением преимущества в движении или с выездом на полосу встречного движения».

Проект нового регламента будет размещен на regulation.gov.ru, но прежде должно быть принято Постановление правительства по объединению «города» и «площадки» в единый экзамен. Данная инициатива, кстати, подверглась критике в Минэкономики, которая сейчас разбирается с таблицей разногласий из МВД: «В последней версии частично учтены предложения Минэкономразвития, в настоящий момент МЭР продолжает прорабатывать с МВД детали эксперимента по объединению экзаменов». Источник «Ъ»  утверждает, что работка нового регламента по приему экзаменов может занять два года..

Глава Союза автошкол Санкт-Петербурга и Ленинградской области Александр Сальников пояснил:. «В сфере подготовки водителей много нерешенных вопросов. Несовершенство «теории» – один из них. Будущие мотоциклисты отвечают на вопросы, не относящиеся к вождению мотоцикла: например, что должен делать водитель, если правые колеса оказались на обочине». По словам Сальникова – экзаменационные билеты находятся в свободной продаже, что позволяет просто их зазубрить для экзамена. В новых билеты должны содержаться задачи, проверяющие способность водителя распознать признаки развития опасной ситуации на дороге. Президент Межрегиональной ассоциации автошкол Татьяна Шутылева считает, что разработка недостающих комплектов задач по ПДД не должна быть привязана к планам ГИБДД по объединению экзаменов по вождению. Она отмечает, что на сегодня для семи из шестнадцати категорий и подкатегорий прав еще не существует билетов: «Будущие водители трамваев и троллейбусов сдают по категориям «C» и «D» (грузовики и автобусы), кроме того, нет отдельных вопросов и для водителей автопоездов». На сегодня для билетов, по которым экзаменуют ежегодно 1,5–2 млн человек нет даже правового статуса: «ГИБДД их утверждает, публикуя на сайте. При этом номера правильных ответов не утверждены, на каком основании выносится решение «сдал» или «не сдал», непонятно. Проведение экзамена и его результаты затрагивают права огромного количества граждан, билеты должны быть нормативным правовым актом».

Г-н Сальников утверждает, что: «Экзамены нацелены на проверку азов подготовки, а в мире применяется система оценки компетенции водителей, то есть умения применять навыки и знания в различных ситуациях. Мы пока в этом плане на пещерном уровне».