Teleport. P2P. Начало

31.05.2017

История массовой peer-to-peer (P2P) передачи данных начинается еще в далеком 1999 году, когда появилась первая по-настоящему массовая пиринговая сеть Napster для обмена mp3-файлами. Действия внутри программы были завязаны на информации с сервера, поэтому в адрес разработчиков часто поступали судебные иски за нарушение авторских прав.

 Тяжбу с группой Metallica Napster пережить не смог и в 2001 году прекратил свое существование.
Тяжбу с группой Metallica Napster пережить не смог и в 2001 году прекратил свое существование.

Первая децентрализованная пиринговая сеть, основанная на протоколе BitTorrent, появилась в 2005 году. Обмен файлами происходил исключительно между пользователями, как и в случае с Napster. Но отличало его то, что децентрализация касалась не только, собственно, передачи файлов но и координации и индексации этого процесса, что делало основателей неуязвимыми для претензий со стороны правообладателей и обеспечило сети возможность существовать и развиваться.

В целом, P2P сети оказались достаточно интересным эволюционным ответвлением технологии доставки контента, что привело к их “легализации” в определенном смысле. Многие крупные сайты начали использовать новую технологию в целях распределенной доставки контента, чему способствовало развитие flash в этом направлении.

В России крупным кейсом была социальная сеть ВКонтакте, которая в 2006 году пыталась реализовать распределенную p2p-доставку контента (статических элементов сайта, изображений, аудио) на базе платформы Flash. Начинание не увенчалось успехом из-за несовершенства и нестабильности технологии Flash. К тому же, реализация была возможна всего на одной версии плеера, которая поддерживалась очень малым количеством браузеров.

В 2011 году Брэм Коэн на конференции SXSW представил протокол BitTorrent Live, который должен был сделать значительно дешевле трафик для видеосайтов.

Тенденция ясна - технологии не стоят на месте, и многие компании стремятся использовать самые современные подходы, чтобы снизить затраты на передачу трафика, повысить уровень стабильности доставки контента и максимально приблизиться к пользователю.

Традиционные CDN тоже совершенствуются. Увеличивается пропускная способность серверов, в целях децентрализации сети они размещаются ближе к пользователям в разных регионах. Тем не менее, технически и организационно ни один CDN не может быть так близок к пользователю, как P2P. Только при использовании этой технологии пользователи сами превращаются в сервера ретрансляции контента, что недостижимо для любой CDN-платформы.

К примеру, Netflix генерирует более 30% трафика в пиковые часы в США. Чтобы каждый из 93,8 млн. подписчиков наслаждался просмотром фильмов и сериалов без задержек, компания обеспечивает местных операторов связи собственными серверами для кэширования контента и уменьшения пути до пользователя.

Подобные решения помогают снизить нагрузку на внешние магистральные сети, обеспечивая экономию провайдеру на внешнем трафике, но проблемы, связанные с подключением множества пользователей к одному серверу, никуда не исчезают.

Сервер всегда остается сервером, его мощности всегда ограничены.

В моменты максимального спроса на контент даже самые крупные CDN не справляются с нагрузками. Как итог, страдает конечный получатель - он вынужден переходить более низкое качество или вовсе прекращать просмотр видео.

Чем P2P лучше?

При распределенной P2P-доставке устройства и браузеры пользователей, которые смотрят идентичные видео, превращаются в узлы передачи контента. Центральные серверы используются только для маршрутизации трафика между пользователями.

Такой подход помогает одновременно снизить нагрузку на инфраструктуру CDN и повысить качество видео-трансляции даже в часы пиковой нагрузки.
Такой подход помогает одновременно снизить нагрузку на инфраструктуру CDN и повысить качество видео-трансляции даже в часы пиковой нагрузки.

Емкость CDN всегда имеет свой лимит. Например, 100 серверов с 1 Гбит/сек каналом могут передавать трафик со скоростью 100 Гбит/сек. В какой-то момент он может обслуживать 10 тысяч клиентов, в какой-то 100 тысяч клиентов, но с увеличением количества пользователей увеличиваются и затраты на техподдержку, а качество трансляции становится хуже.

При пиринговой передаче каждый зритель приносит с собой дополнительную емкость, поэтому P2P может масштабироваться бесконечно. К примеру, если в сети 50000 клиентов, а скорость отгрузки от клиента в среднем 4 Мбит/сек, емкость P2P составит 200 Гбит/сек. Если же клиентов будет в два раза больше, в два раза увеличится и емкость сети.

Сейчас платформа Teleport способна перевести в пиринг до 70% трафика, как минимум на 3-4 одновременных пользователях.
Сейчас платформа Teleport способна перевести в пиринг до 70% трафика, как минимум на 3-4 одновременных пользователях.

Пиринговая доставка контента выгодна для ОТТ-сервисов, так как объем трафика из CDN существенно уменьшается с одновременным снижением затрат в несколько раз.

Качество трансляции перестает зависеть от наплыва зрителей, пики трафика в моменты наивысшего спроса сглаживаются.

Доволен и конечный получатель - высокая емкость P2P-сетей позволяет загружать куски видео быстрее, что уменьшает буферизацию и дает возможность всегда смотреть видео в максимальном качестве, без пауз и обрывов.

Использование Teleport будет лучшим проявлением заботы о клиентах и сделает самый популярный контент доступным для каждого в высоком качестве, даже когда вышла новая Игра Престолов и все кинулись ее смотреть.

___________________________

Teleport