Я облажался, а журналисты раздули косяк. Рассказываю, как не надо делать

Истории успеха интересны, а провалы – еще интереснее, да? Ну тогда вот антикейс, который я могу сравнить разве что с письмом дяди Федора. Только за него Матроскин с Шариком дописали, а за меня – ушлые журналисты.

Рассказываю, как я запустил фейк, почему так вышло и чем обернулось.

Я облажался, а журналисты раздули косяк. Рассказываю, как не надо делать

Проект – дилерский центр известного автомобильного бренда. То есть бренд сотрудничает с центром, а мы делаем центру SMM. Соответственно, весь обмен экспертной информацией идет через дилеров.

Пока понятная, стройная схема, да?

Усложняем: у известного бренда есть головной сайт, а у отдельных моделей – сайтики поменьше. Но тоже (вроде как) официальные, и им тоже (вроде как) можно верить.

И вот этот день настал – мы анонсируем новую модель

Красивые фоточки новенькой машинки – круто! Но автолюбителям главное – характеристики, а их нам не предоставили. Тогда я пошел на один из тех самых маленьких сайтов. У этой модели он уже был: сделали для «разогрева» публики. Отлично – тут характеристики есть. Копировать-вставить-показать клиенту.

А клиент, напоминаю, не производитель, а всего лишь один из дилерских центров.

– Окей, запускаем.

И я запустил новость о релизе новой модели в соцсети, сослался на сайт дилера и пошел домой спать, потому что дело было к вечеру.

«А на днях я линять начал…»

Утром мы поняли: такого трафика сайт дилерского центра не видел еще никогда. Никто даже не обрадовался, потому что было сразу понятно – что-то не так.

Почти одновременно с отчетом по трафику прилетело эмоциональное письмо – мы перепутали цифры. Причем, в общем-то, не на порядки, а совсем немного. Я согласно тем самым характеристикам с сайта написал: скорость разгона до 100 км/ч – 10,3 секунд, количество лошадиных сил – 114. Настоящая скорость разгона была 11,2 секунд, а лошадей было 106.

При этом на нас сослались более 40 сайтов автомобильной и смежных тематик. Откуда такой ажиотаж?

А вот откуда: неизвестный умник, «разбирающийся» в авто, вдруг решил, что такую скорость разгона может дать только вариатор. Но новая моделька-то – на классической механике... И этот журналист состряпал какую-то ужасающую по своей бессмысленности заметку: типа механика – но с вариатором.

Этакий Чужой против Хищника, причем в одной коробке передач.

Я облажался, а журналисты раздули косяк. Рассказываю, как не надо делать

40 лямов за 0,9 секунд

Это была бомба. Честное слово, к вариатору я отношения не имел – тут получилось как раз то самое письмо дяди Федора, которое за него дописывали Матроскин с Шариком.

Производитель написал дилеру: будем выдвигать иск на 40 миллионов. Дилер написал нам… в общем, история умалчивает, что написал.

Я выпилил пост и запостил вместо него другой. Описал ситуацию как есть: косяк был – вариатора не было, они бы еще ядерный реактор прикрутили к отечественному автомобилю, ага... И засел за письма всем владельцам сайтов, которые перепостили фейк.

А потом трафик медленно, но верно начал перекидываться на сайт уже производителя. По поводу вариатора пошумели в соцсетях и на форумах, потом сходили к первоисточнику (то есть к нам), увидели адекватный извинительный пост и сменили гнев на милость. Одно дело – цифры немного перепутать, другое дело – добавить ради кликбейта нечто технически невозможное.

Мораль (три штуки сразу)

  • Соцсети – сила. Ведь был сайт производителя, сайт дилера, а весь автомобильный Рунет уставился на один-единственный пост! Ну и на источник фейка тоже, но его мы не сумели вычислить; возможно, его снесли раньше, чем мы развернули расследование.
  • Фактчекинг обязателен: почитайте, как он делается. Да, здесь он тоже был, мне, в принципе, даже не стыдно: я же показывал найденные характеристики эксперту клиента. Но теперь я знаю, что лучше прикинуться ветошью и попросить скан характеристик, а не получить «Окей» в мессенджере.

А еще обязательно почитайте про правило «пяти C»: это лучший и самый универсальный чек-лист по проверке информации в интернете.

А производитель в итоге смягчился и перестал угрожать дилеру сорока лямами. Кажется, даже сказал спасибо за нечаянный хайп.