Законопроект о мессенджерах: суть, критика, детали

31.05.2017

24.05.2017 в Госдуму был внесен законопроект о регулировании мессенджеров.

Суть

Владельцы сервисов электронной почты, социальных сетей, блог-платформ, форумов, мессенджеров должны ограничивать по требованию уполномоченного органа власти рассылку и передачу сообщений, содержащих информацию, распространяемую с нарушением требований законодательства. В противном случае соответствующий ресурс может быть заблокирован.

Владельцы мессенджеров должны идентифицировать пользователей по номеру телефона, а также рассылать им сообщения по инициативе органов власти.

Критика

Законопроект затрагивает более широкую и более важную сферу отношений, чем декларируется. В пояснительной записке сказано, что его цель - «определение порядка осуществления деятельности сервисов обмена электронными сообщениями (мессенджеров)». На самом деле законопроект касается не только владельцев мессенджеров, но и других «организаторов распространения информации в интернете», то есть владельцев сервисов электронной почты, соц. сетей и т. д.

Законопроект вызывает вопрос о том, откуда уполномоченный орган власти узнает о содержании сообщений, распространяемых с нарушением требований законодательства, и как это соотносится с тайной переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (ч. 2 ст. 23 Конституции РФ).

Законопроект создает почву для злоупотреблений со стороны правоприменительных органов, так как неопределенность понятия «информация, распространяемая с нарушением требований законодательства» допускает чрезмерную свободу его толкования.

Представляется, что обязательная идентификация пользователей мессенджеров не в полной мере соответствует праву на неприкосновенность частной жизни, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (ст. 23 Конституции РФ), праву свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (ч. 4 ст. 29 Конституции РФ).

Согласно законопроекту идентификация пользователей мессенджера производится оператором связи на основании договора об идентификации, заключаемого им с владельцем мессенджера. Данный механизм использует конструкцию гражданско-правового договора в сугубо административных целях, нарушая тем самым ее частноправовую природу. Он также создает предпосылки для навязывания операторами связи невыгодных договорных условий владельцам мессенджеров.

Обязанность владельцев мессенджеров «обеспечивать возможность рассылки сообщений по инициативе органов власти» чревата нарушением права собственности владельцев мессенджеров, так как предполагает возможность безвозмездного использования принадлежащих им ресурсов в государственных интересах.

Некоторые положения законопроекта заставляют думать, что к ним приложили руку члены ордена иезуитов. На фоне угрозы конституционным правам граждан особое впечатление производят нормы законопроекта, возлагающие на владельцев мессенджеров обязанность обеспечивать конфиденциальность передаваемых сообщений, а также обеспечивать техническую возможность отказа пользователей от получения сообщений от других пользователей.

Детали

Законопроект предусматривает внесение с 01.01.2018 следующих изменений в Закон об информации:

1) Введение понятия «информационно-коммуникационные сервисы» - информационная система или программа для ЭВМ для обмена электронными сообщениями между пользователями интернета, в том числе для передачи электронных сообщений неопределенному кругу лиц.

2) Закрепление понятия «информационно-коммуникационный сервис обмена мгновенными сообщениями» - информационная система или программа для ЭВМ для технологически неразрывно связанного с услугами связи обмена сообщениями исключительно между ее пользователями, при котором отправитель сообщения определяет получателя (получателей) сообщения и не предусматриваются размещение пользователями общедоступной информации в интернете и передача сообщений неопределенному кругу лиц.

3) Возложение на организаторов распространения информации в интернете обязанности ограничивать по требованию уполномоченного органа власти рассылку массовых сообщений и передачу сообщений, содержащих информацию, распространяемую с нарушением требований законодательства.

4) Закрепление понятия «организатор обмена мгновенными сообщениями» - организатор распространения информации в интернете, обеспечивающий предоставление информационно-коммуникационных сервисов обмена мгновенными сообщениями.

5) Определение обязанностей организаторов обмена мгновенными сообщениями:

- обеспечивать передачу сообщений только тех пользователей, которые были идентифицированы оператором связи с использованием абонентского номера на основании договора между организатором обмена мгновенными сообщениями и оператором связи;

- обеспечивать техническую возможность отказа пользователей от получения сообщений от других пользователей;

- обеспечивать конфиденциальность передаваемых сообщений;

- обеспечивать возможность рассылки сообщений по инициативе органов власти;

- ограничивать по требованию уполномоченного органа власти рассылку массовых сообщений, а также передачу сообщений, содержащих информацию, распространяемую с нарушением требований законодательства;

- предоставлять уполномоченному органу власти информацию, позволяющую операторам связи в соответствующих случаях ограничивать доступ к сервисам обмена мгновенными сообщениями.

6) Установление возможности блокировки сервиса обмена мгновенными сообщениями за неисполнение организатором требований уполномоченного органа власти об ограничении рассылки и передачи сообщений, содержащих информацию, распространяемую с нарушением требований законодательства.

7) Закрепление обязанности операторов связи незамедлительно заблокировать сервис обмена мгновенными сообщениями на основании решения уполномоченного органа, принятого на основании решения суда.

Алексей Грибанов, юрист Борениус