Меритократия или социальная мобильность - что важнее?

30.05.2017

Сейчас ведущие бизнес-школы предоставляют некоторым своим слушателям возможность учиться практически бесплатно. Но это влечет за собой очень непростой вопрос - что должно стать «краеугольным камнем» политики материальной поддержки - стремление привлечь самых талантливых студентов или основа социальной мобильности?

Для многих бизнес-школы - это и предмет вожделений, и зона финансовой недоступности. По данным аналитиков FT, стоимость полной MBA-программы в первой сотне лучших заведений делового обучения составляет около $200 тыс. К этому можно добавить сумму вознаграждения, которую получают слушатели по месту основной работы во время прохождения курса, плюс стоимость проживания. Вот и получается, что приобретать знания в таких заведениях могут только достаточно состоятельные люди.

Бизнес-школы прекрасно это понимают, а потому большинство из них предлагает более или менее щедрую финансовую помощь в виде грантов и стипендий различных типов. Иногда такая поддержка предоставляется студентам, которые имеют особые способности, а иногда тем, кто не имеет возможности учиться за свой счет. Кто-то может считать это справедливым, а кто-то нет, но, принимающие решения о предоставлении финансовой поддержки, бизнес-школы в основном руководствуются меритократическими основаниями, а не просто смотрят на материальную ситуацию индивида. Переговорив с деканами нескольких заведений делового обучения, можно сделать вывод, что, стремясь привлечь наиболее одаренных слушателей, они соревнуются между собой за то, чтобы предложить как можно больше всего бесплатно.

Как рассказал один докторант школы бизнеса Haas Калифорнийского университета (Беркли) из Бразилии, ему была предоставлена стипендия, которая покрывала стоимость обучения и расходы на проживание.

«Моих сбережений не хватило бы, чтобы все это оплатить», - сказал он.

Впрочем, это не единичный случай. Аналогичную помощь получают все слушатели докторантуры Haas. Возможно, это и объясняет чрезвычайную прочность конкурентных позиций PhD-программы этого учреждения (принимается только 7% кандидатов на вступление).

Как сказал декан Haas Ричард Лайонс (Richard Lyons), материальная поддержка предоставляется не только докторантам и «звездам». Около 50% слушателей MBA-программы получают стипендии. В этом академическом году заведение потратил $3,5 млн. на оказание материальной поддержки своим слушателям. И, наверное, альтернативы такой политике нет. Ведь приходится конкурировать с другими ведущими американскими бизнес-школами за то, чтобы привлечь самых талантливых слушателей. «Среди элитарных заведений сейчас наблюдается динамика, когда эффективная цена за обучение на MBA-программе снижается до нуля», - отметил Лайонс.

Хотя дело заключается не только в борьбе за таланты - в этом также и чисто финансовая логика. В американских заведениях (а теперь и все в большей степени в европейских) ожидается, что студенты, которые получают финансовую помощь, потом вернут эти средства в форме пожертвований. Наверное, целесообразно в первую очередь оказывать финансовую помощь лучшим. Потому стремление к совершенству, собственно, и является стержнем философии ведущих бизнес-школ.

Но при этом возникает вопрос социальной мобильности. Критики подхода, основанного на принципе меритократии, могут сказать, что выгоду от предоставления финансовой помощи получает только узкая группа людей. Причем независимо от того, каков уровень их материального благосостояния при поступлении в учреждение. Те же, у кого нет необходимых средств, должны как-то «выкручиваться» сами, не покладая особых надежд на то, что бизнес-школа предоставит им материальную поддержку.

Но, кроме всего, следует учесть следующее. Ведущие бизнес-школы ведут жесткую конкурентную борьбу, отстаивая ведущие позиции в рейтингах. Важнейший фактор, который учитывается при формировании этих списков - это уровень зарплаты выпускников через три года после завершения обучения. И, вероятно, самые одаренные выпускники будут зарабатывать больше, чем другие. Поэтому все-таки рационально - это сконцентрировать усилия на тех, кто, скорее всего, поможет заведению удерживать свои позиции в рейтингах, что в итоге принесет выгоду всем - как самой бизнес-школе, так и ее выпускникам.