5 фактов о происхождении новогодней елки

22 December 2017

1. Обычай наряжать елку уходит корнями в далекое языческое прошлое. У многих народов ель была объектом поклонения, а у германских племен отождествлялась с Мировым деревом. 22 декабря, день зимнего солнцестояния, был поворотным для людей, зависевших от сил природы, считался началом нового цикла, обновления. В этот день праотцы современных немцев наряжали в лесу ель как символ вечной жизни, оставляли жертвоприношения, водили хороводы, пели обрядовые песни. Ель почитали как священное дерево, в котором жил могущественный дух. Никому тогда и в голову не могло прийти срубить ее, чтобы принести в дом.

2. Традиция наряжать елку на Новый год истинно немецкая, и лишь в середине 19 века в странах Европы и России елка получила признание и распространение. Французы долго противились чуждой для них традиции, а англичане восприняли ее с восторгом. В России обычай наряжать ель к Рождеству переняли у немцев, которых в то время немало обосновалось в столице, но очень долго ель ставили только в богатых домах Санкт-Петербурга и Москвы. Укоренению традиции способствовала и женитьба великого князя Николая, ставшего впоследствии императором, на прусской принцессе. В 1819 году в Аничковом дворце впервые появилась празднично наряженная лесная красавица, а в 1852 году к Рождеству в здании Екатерининского вокзала в Санкт-Петербурге нарядили публичную елку. Примечательно, что еще Петр Первый, большой поклонник всего европейского, предпринимал попытки завести в России «еловую традицию». Своим указом от 20 декабря 1699 года он велел отменить летоисчисление от сотворения мира и перейти на общепринятое – от Рождества Христова, перенеся празднование Нового года с 1 сентября на 1 января. В ознаменование праздника государь повелел украшать улицы, ворота и усадьбы еловыми, сосновыми, можжевеловыми деревьями или ветвями. Но, памятуя, как жестко насаждал Петр Первый чуждые народу нововведения, не стоит удивляться, что традиция не прижилась, а елки продолжали ставить только на крышах трактиров и кабаков - по ним-то и стали издалека узнавать питейные заведения.

3. Поначалу новогоднюю елку украшали яблоками, завернутыми в фольгу или раскрашенными орехами, сладостями (пряниками, конфетами), игрушками, крепили на ветки свечи. «Съедобные» украшения оставались отголоском жертвоприношений, даров, приносимых духам с целью умилостивить их. На ветви, загадывая желания, повязывали ленты. Со временем украшения стали более разнообразными, появились самодельные игрушки: куклы, ангелочки и фигурки зверей из папье-маше, восковые сосульки, шишки, на смену лентам пришли гирлянды, мишура. В 1848 году в Германии появились первые елочные украшения из стекла. В России в 19 веке нередко покупали уже наряженные елки или украшали их тайно от детей, ведь поначалу лакомства, служившие убранством, и были подарками для детворы.

4. Новогодняя елка не сразу стала Рождественским деревом. Как чаще всего и случалось, языческий обряд с подачи церкви приобрел новый смысл – яблочки, украшавшие ель, стали символом райского яблока, звезда на верхушке, символизировавшая возрождение солнца, - отображением вифлеемской звезды, а дату празднования сдвинули с 22 на 25 декабря. Но в России даже в 1916 году Священный синод все еще настаивал на запрете установки елей, усматривая в этом пережитки языческих верований.

5. Полюбившуюся русскому народу новогоднюю красавицу тщетно пытались запретить во время Первой Мировой войны, вытравливая все немецкое. Следующую попытку предприняли большевики – до смерти Ленина в 1924 году партия ежегодно устраивала новогодние елки для детей пролетариата, а после смерти вождя началась особенно активная антирелигиозная пропаганда, жертвой которой стала и рождественская елка. Но ненадолго – благодаря статье П. Постышева в декабрьском выпуске газеты «Правда» за 1935 год елку снова «узаконили», но уже в качестве символа новогоднего праздника, заменив восьмиконечную звезду, венчавшую верхушку, на пятиконечную. Встречая новый 1936 год, дети снова водили хоровод вокруг зеленой красавицы.