МЭШ. Кто на новенького?

30.05.2017

Московская электронная школа: слушаем мнения, пытаемся разобраться и делаем выводы

Расскажу вам про Московскую электронную школу, хотя вы наверняка в курсе. В сети только и разговоров о том, как плох проект. То ли было раньше: мел, черная доска, десятилетний библиотечный учебник. Учились, учились и… НАТЕ, как сказал бы Владимир Владимирович. Расслабьтесь, не Тот самый Владимир и не Познер. А Маяковский.

Искать правду в комментариях на форумах — дело гиблое. Будем гуглить. Чем больше разбираешься сам, тем яснее картина: не так страшен МЭШ, как его малюют.

Кто-то считает, что МЭШ — это учитель стоит у мультимедийной доски с мечом джедая электронной указкой и переключает слайды, на которых страницы 30-летнего учебника. Потом школьники отправляются на следующий урок, а там все то же самое. Потом еще. И еще. Дальше ребенок прикладывает карточку «проход/питание» к турникету и отправляется домой. Вот это технологии, вот это прогресс! Это взгляд «на первый взгляд».

Копнул глубже, то есть открыл еще пару ссылок поисковика. Увидел отзывы директоров: повысилась успеваемость. Отзывы учителей: школьники меньше спят на уроках. Отзывы учеников: круто, только родители теперь видят прогулы. Бедные дети. А как же мороженое в весенний день вместо информатики? Похоже, информатика сделала ход конем.

Оказалось, что теперь школьники вместо того, чтобы 20 минут корпеть с мелом и линейкой над шестиугольной призмой, надевают VR-очки (очки виртуальной реальности) и видят эту самую воочию. Ее можно развернуть, изменить параметры и так далее.

Теперь понятно, почему школьники в восторге: это их тема. Только вот беда, инновации используются не на каждом уроке и не все 45 минут. А дозированно, чтобы избежать перегрузки для зрения и психологического здоровья.

Где-то ребята приносят свои планшеты, где-то — выдает школа. Кстати, некоторые не привыкли к «цифре» и носят учебники с собой. «Обязаловки» нет. Тетради с ручками все еще в работе. Вроде как решили, что отказываться от них нельзя: должна развиваться мелкая моторика. И на том спасибо.

Учителям приходится заново учиться преподавать: 20 лет назад в пединституте не рассказывали, что нужно будет перелистывать слайды на тачпаде.

Педагоги ходят на лекции, мастер-классы и тренинги, чтобы преподавать так, как было бы интересно современному школьнику. Учителя создают электронные сценарии уроков: используют свои наработки плюс интересную информацию, игрофикации, картиночки и видосики. А чтобы педагогам было интереснее, их мотивируют грантом в сто тысяч рублей.

Только некоторым родителям (34,3%) не по душе школьный курс на инновации. Откуда такие данные? Элементарно: опросы ВКонтакте. Откуда недовольство? Светила психологии говорят: в детстве большинства взрослых не было компьютеров, тем более информационные технологии не применялись в обучении. Однако это не помешало получить достойное образование. Поэтому свой опыт они часто переносят на подростков.

А еще выяснилось, что 40,3% родителей — за контроль ребенка, 12,3% — за удобство МЭШ и 13,2% нравится забота о здоровье (см. инфографику).

На самом деле, как раз родителям и должен нравиться этот проект. Ведь ребенок под контролем — начиная с посещаемости и заканчивая успеваемостью. МЭШ даже докладывает, что школьник в столовке купил. Проект обгоняет родительские потребности. Электронная школа дает развернутую информацию о ребенке в прямом эфире — через push-уведомления.

До конца 2018 года к МЭШ присоединятся все московские школы. Вред и ужас? Как оказалось, нет. Разберитесь хорошенько, выслушайте разные мнения и сделайте выводы. А не слепо верьте тем, кто привык ругать.