6 апреля 1818 года: что общего между "пионеркой", мясорубкой и дрезиной

06.04.2018

Согласно «Википедии», дрезина — это специальная тележка, передвигаемая механически по рельсам и служащая для поездок работников железнодорожного транспорта с целью осмотра железнодорожного пути и по другим служебным надобностям. Так оно было во всем мире, но в Советском союзе дрезину также называли «пионеркой» или «бешеной табуреткой», а область применения стала куда шире. А всё потому, что в 50-х годах прошлого века было налажено серийное производство легких дрезин ТД-5У «Пионерка», которые находчивые и предприимчивые начали использовать для личных поездок по узкоколейкам. Дальше — больше: со временем люди начали сами собирать самопальные дрезины, которые и прозвали «пионерками».

Ок, почему «пионерка» мы разобрались, но почему этот транспорт назвали дрезиной? А потому что немецкий барон Карл Дрез, на примере которого мы прекрасно видим, насколько может быть непростым путь изобретательства. И насколько сложно изобретателю держаться своего курса.

Итак, Карл Дрез. Родился 29 апреля 1785 года в семье баденского верховного судьи, а крестным отцом его стал сам маркграф Карл Фридрих Баденский. Именно с подачи последнего Карл после гимназии отправляется в университете Гейдельберга, где изучает физику, архитектуру и сельское хозяйство. Учеником он был прилежным, а человеком явно талантливым — по окончанию учебы лесной институт его дяди приглашает молодого Дреза в преподаватели, на что тот и соглашается. А дальше карьера пошла в гору: он уже главный лесничий Бадена и часами гуляет на природе, «охраняя» ее от… впрочем, скорее больше присматривая.

Благодатный лесной воздух и много свободного времени творят чудеса и Дрез начинает фонтанировать идеями, которые сам же и старается реализовать в жизни. Первым он создает машинку для разлиновки нотной тетради. Если вы учились в музыкальной школе, то, скорее всего, вам приходилось руками вычерчивать строки нотной записи из пяти параллельных прямых. Это нудно, просто поверьте. Поэтому изобретение Дреза стремительно расходится по Германии и дальше по всей Европе.

В 1814 году на Венском конгрессе Дрез показал следующее свое творение — четырехколесную тележку, которая приводилась в действие мускульной силой человека. Она получила больше критики, чем внимания — её было тяжело разгонять, она безумно тряслась, да и надежной было назвать сложно. Дрез уходит дорабатывать ее и спустя не сколько лет представляет то, что он назвал «машиной для бега». 

Это крайне любопытное средство передвижение, состоящие из двух колес, соединенных деревянной рамой с рулем и седлом. Движение осуществлялось попеременным отталкиванием ногами и сегодня эти машины для бега знают многие малыши и молодые родители под названием «беговел». Позднее именно доработка машины Дреза приведет к появлению велосипеда.

Дальше случается парадокс. Беговел стремительно набирает популярность в Европе, но Дрезу от этого только хуже — его начинают преследовать недоброжелатели, желающие заработать на производстве и продаже устройств. Большой удар по Дрезу нанес его крестный отец, который одним увольняет его после случайной встречи в лесу. Дело в том, что Дрез в этот момент с самым блаженным видом катил на своем беговеле и не заметил маркграфа. Лишь поддержка отца не позволила Карлу скатиться в депрессию. Спустя год наследник маркграфа увидел беговел, пришел в восторг от него и упросил отца наградить Дреза премией. Так он снова вернулся в высший свет, но ненадолго.

Непонятные претензии со стороны разных «предпринимателей» заставляют Дреза на десять лет уехать в Бразилию, где работает землемером. В родной Баден он вернется лишь в 1827 году из-за тяжелой болезни отца. Тому он показывает еще одно свое изобретение — печатную машинку на 16 клавиш. Эти отношения отца и сына можно и нужно считать эталонными. Теперь уже Карл поддерживает отца, но всё заканчивается в 1830 году, когда Дрез-старший умирает. На младшего тут же нападают со всех сторон противники отца — а тот на посту верховного судьи наплодил их немало. Следуют многочисленные суды, денежные разборки и прочая прочая. В 1837 году Карл переживает инсульт, переезжает в одинокий домик в лесу у ручья, где живет как отшельник. И продолжает изобретать и изобретать. Так появляются мясорубка и новое транспортное средство.

В это время в Европе вовсю идет прокладка железных дорог и Карл Дрез решает самую первую свою тележку поставить на рельсы — это разом решает все ее проблемы. Современники устройство оценили и оно входит в обиход под названием «дрезины» — работники железных дорог катаются на них по путям и смотрят за износом конструкций.

Тут бы Дрезу и успокоиться, но в 1849 году Карл Дрез отказывается от своего титула барона и принимает имя «Гражданин Карл Дрез» в знак уважения к Французской революции. Немецкие аристократы в бешенстве, его лишают даже той мизерной пенсии, которую он имел, а власти объявляют невменяемым. Спустя полтора года Карл Дрез умирает в абсолютной нищите и забвении.

Точнее, казалось, что в забвении. Потому что и спустя полтора столетия человечество пользуется его изобретениями, а это забавная забавная тележка «дрезина» пусть напоминает нам о том, как важно гнуть свою линию. 

Свою «машину для бега», которая принесла Карлу Дрезу известность, славу и несчастья, он представил ровно 200 лет назад — 6 апреля 1818 года.