Художник Евгения Буравлева о поиске сил и энергии в музеях, природе и в себе.

6 May 2020
138 full reads
1,5 min.
177 story viewsUnique page visitors
138 read the story to the endThat's 78% of the total page views
1,5 minute — average reading time

Само понятие «энергия», введенное еще Аристотелем в трактате «Физика», прекрасно тем, что в нем изначально заложен принцип разнонаправленности, in-out и временная константа. Ричард Фейнман в 1961 году говорил:

«Существует факт, или, если угодно, закон, управляющей всеми явлениями природы, всем, что было известно до сих пор. Исключений из этого закона не существует; насколько мы знаем, он абсолютно точен. Название его — сохранение энергии. Он утверждает, что существует определённая величина, называемая энергией, которая не меняется ни при каких превращениях, происходящих в природе. Само это утверждение весьма и весьма отвлечено. Это по существу математический принцип, утверждающий, что существует некоторая численная величина, которая не изменяется ни при каких обстоятельствах. Это отнюдь не описание механизма явления или чего-то конкретного, просто-напросто отмечается то странное обстоятельство, что можно подсчитать какое-то число и затем спокойно следить, как природа будет выкидывать любые свои трюки, а потом опять подсчитать это число — и оно останется прежним».

Буравлева Евгения. Дерево. Серия «Скорость света». 2017
Буравлева Евгения. Дерево. Серия «Скорость света». 2017

То есть мы имеем дело с чем-то движущимся, сохраняющим свое постоянное значение и объем, и при этом независимым, попросту высшей силой. Наука описывает это понятие, как не знающее преград и связывающее все. Ну не совершенство ли? Конечно, не без изъянов. Один из переводов слова ἐνέργεια с древнегреческого — это мощь. Это что-то, что может быть опасным и при воздействии стать токсичным для получателя. Но, как указал Фейнман, нам остается только спокойствие и наблюдение, закон сохранения энергии.

Буравлева Евгения. Beach Paradise. Серия «Скорость света». 2017, (частное собрание, Москва)
Буравлева Евгения. Beach Paradise. Серия «Скорость света». 2017, (частное собрание, Москва)

Одним из таких мест, совмещающих в себе спокойствие и наблюдение, является музей. В данном случае мы говорим о музее художественном. Музей, по моему опыту, место наиболее долгосрочной инвестиции в энергию. Эта инвестиция не имеет срока годности, давности и не подвержена скачкам на рынке. Все, от мельчайших деталей работ до особенностей экспозиции, со временем идет в дело. Это самый яркий пример принципа in-out энергии и совершенно невербализуемый процесс с дозой волшебства и непредсказуемости.

Буравлева Евгения. Сумерки. Серия «Время света». 2018 (частное собрание, Москва)
Буравлева Евгения. Сумерки. Серия «Время света». 2018 (частное собрание, Москва)

Для принятия ризоматических потоков энергии предпочтительна природа, особенно локации в несезон. Когда нет других страждущих поймать силу (еще один перевод слова ἐνέργεια), можно спокойно наслаждаться ровным движением вдоль линии горизонта.

И третий способ встроиться в поток — это, конечно, работа, произведение действия, тем более в физике, где энергия является мерой способности физической системы совершить работу. Как в искусстве, чем больше художник вкладывает в произведение или проект разных элементов и смыслов, тем больше потом произведение искусства или проект может дать зрителю и исследователю. Это прекрасное непреходящее постоянство, заложенное в фундамент бытия, в том числе искусства, является, для художника в частности, наркотиком, который, забирая энергию на производство произведения, возвращает ее обратно радужным дождем.

Буравлева Евгения. Ветреный день. Серия «Время света». 2019
Буравлева Евгения. Ветреный день. Серия «Время света». 2019

Замкнутая система имеет внутреннюю энергию, самую «деградированную», которая не может превращаться в другие виды энергии без потерь. Не будем возводить внутренних стен и замыкать свою физическую систему. Как говорил герой «Звездных войн»: «Сила течет во мне, и я един с силой». Не потеряем ни джоуля!