Новое методическое пособие по шахматам для учителей начальной школы

14 September
Новое методическое пособие по шахматам для учителей начальной школы

Данное методическое пособие разработано для учителей, преподающих шахматы (второй год обучения) младшеклассникам. Пособие вместе с учебником «Шахматная школа. Второй год обучения», рабочей тетрадью и сборником заданий для второго года обучения образуют учебно-методический комплекс.

Главная цель методического пособия – помочь учителям начальных классов максимально быстро и качественно улучшить свои знания о шахматах: в первую очередь как о школьном предмете, а также как о популярном виде спорта и досуга.

Курс первого года обучения содержал базовые сведения о шахматной игре: ходы фигур и пешек, шахматная нотация, абсолютная и относительная ценность фигур, нападение и защита, шах и защита от него, мат и пат, элементарные тактические приемы. Также ученики познакомились с правилами поведения за шахматной доской.

Материал второго года обучения, изложенный и обобщенный в данном пособии, поможет закрепить полученные ранее знания и приобрести новые. Ученики значительно пополнят свой арсенал тактических приемов, познакомятся с основными принципами игры в дебюте, миттельшпиле и эндшпиле, научатся планировать собственные действия.

Учебный курс второго года обучения содержит около 600 заданий различного уровня сложности (в том числе около 100 задач на мат в два хода) для самостоятельного выполнения в классе и дома. Простой и понятный язык изложения позволяет использовать этот учебник не только в начальной школе, но и в старших группах детского сада, а также для индивидуальных занятий с детьми. Педагоги начальной школы и дошкольного образования, имеющие самое общее представление о шахматах, благодаря настоящему методическому пособию смогут быстро и существенно пополнить свои знания об учебном предмете «Шахматы». Это позволит им заметно повысить уровень шахматного мастерства и уверенно преподавать данный предмет в школе или детском саду.

Рекомендуем педагогам при изложении материала ориентироваться на средний уровень своих учеников. Если какие-то примеры, предлагаемые для самостоятельного решения, вызовут у детей затруднения, то имеет смысл разобрать их на демонстрационной доске ход за ходом. Чтобы упростить задание, можно показать первый ход либо подсказать, какая фигура наносит решающий удар и т. п. А ученикам, которые легко усваивают новые знания, можно предложить задания повышенной сложности, приведенные в конце практически каждой темы. Имеет смысл также предлагать сложные задачи в качестве домашнего задания, чтобы затем разобрать их вместе со всем классом на следующем уроке.

Запомнить все положения, возникающие на шахматной доске, абсолютно нереально, однако любое из них можно проанализировать и понять, какие у белых и черных есть плюсы и минусы. Как говорят в таких случаях шахматисты, можно оценить позицию. А вот типичных матовых схем и основных тактических приемов существует не так уж много.

Чем опытнее шахматист, тем быстрее и лучше он оценивает позицию, составляет правильный план, находит тактические идеи и реализует их в своих партиях. Запоминать наизусть следует лишь некоторые эндшпильные позиции и матовые конструкции.

Очень важная форма обучения – матчи из двух партий (белыми и черными) в заранее определенной позиции. Например, можно предложить ученикам разыграть за оба цвета (чтобы никому не было обидно) некоторые примеры, которые предлагаются для самостоятельного решения. С помощью этого метода очень эффективно также оттачивать навыки игры в окончаниях: проведение пешки в ферзи, матование одинокого короля и т. п. Дети должны не только решать задачи, но и сражаться друг с другом, ведь шахматы, в отличие от большинства школьных предметов, – это прежде всего игра!

Благодаря шахматам школьники улучшат умение действовать в уме: быстро, далеко и четко рассчитывать варианты,не только руководствуясь своими желаниями, но и учитывая возможное противодействие оппонента. Умение обдумывать собственные поступки, рассчитывать их «на несколько ходов вперед» совершенно необходимо современному человеку.

Подчеркнем: игра в шахматы учит корректному поведению и уважительному отношению к своим соперникам. За нарушение правил поведения судья может засчитать поражение, а недооценка противника приводит к неудачам за доской.

Таким образом, шахматы способствуют общему воспитанию ребенка.

Предлагаемый вашему вниманию интегрированный курс обучения шахматам младших школьников направлен на формирование высоконравственной, гармонично развитой и творчески активной личности. В начальной школе на первый план выходит развивающая функция обучения, и данный курс позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков.

Данный учебный курс прошел успешную апробацию в 16 регионах нашей страны, участвующих в проекте «Шахматы в школах». Этот проект с 2014 года реализуется Федерацией шахмат России совместно с Благотворительным фондом Елены и Геннадия Тимченко. Работа начиналась в Псковской области, а затем к проекту присоединились еще 15 регионов: Алтайский край, Забайкальский край, Краснодарский край, Хабаровский край, Республика Ингушетия, Республика Мордовия, Республика Удмуртия, Республика Чувашия, Брянская область, Воронежская область, Кемеровская область, Курганская область, Новосибирская область, Ростовская область, Тульская область.

Увлекательный игровой формат обучения и его соревновательная составляющая способствуют устойчивому интересу учащихся к шахматам как к спорту, творчеству и источнику новых знаний.

Новое методическое пособие по шахматам для учителей начальной школы
Новое методическое пособие по шахматам для учителей начальной школы
Новое методическое пособие по шахматам для учителей начальной школы
Новое методическое пособие по шахматам для учителей начальной школы
Новое методическое пособие по шахматам для учителей начальной школы
Новое методическое пособие по шахматам для учителей начальной школы
Новое методическое пособие по шахматам для учителей начальной школы
Новое методическое пособие по шахматам для учителей начальной школы
Новое методическое пособие по шахматам для учителей начальной школы
Новое методическое пособие по шахматам для учителей начальной школы

Программа

В программе второго года обучения предусмотрено 33 урока, из расчета один урок в неделю. На каждом занятии изучается и закрепляется базовый материал, более детально разбираются отдельные темы и примеры. Программой предусмотрено четыре занятия, нацеленных на повторение пройденного материала, и четыре коррекционных занятия.

Кроме того, в конце года ученики выполняют итоговую контрольную работу, принимают участие в матче с другими классами.

Для успешной работы необходим следующий инвентарь и учебная литература:

1) демонстрационная шахматная доска (1 шт.);

2) комплекты шахматных фигур с досками (один комплект на каждого ученика или один комплект на двух учеников);

3) Барский В.Л. Шахматная школа. Второй год обучения: учебник для общеобразовательных организаций (один на каждого ученика);

4) Барский В.Л. Шахматная школа. Второй год обучения: методическое пособие;

5) Барский В.Л. Шахматная школа. Второй год обучения: рабочая тетрадь (одна на каждого ученика)

К концу учебного года ученики будут знать:

  • шахматные термины и понятия: полная и неполная связка, цугцванг, выжидательный ход, ближняя и дальняя оппозиция, детский мат, перевес в развитии, голый король, линейный мат, вечный шах, дебют, миттельшпиль, эндшпиль, гамбит;
  • базовые тактические приемы: двойной удар, связка, методы защиты от связки, отвлечение, перегрузка, взлом, вскрытое нападение, прорыв;
  • типовые схемы матовых комбинаций при атаке на застрявшего в центре короля и при атаке позиции рокировки;
  • основные сведения о пешечных окончаниях: отдаленная проходная, защищенная проходная, правило квадрата, метод отталкивания плечом, активный король;
  • базовые сведения о методах разыгрывания дебюта, основные принципы разыгрывания итальянской партии и северного гамбита.

К концу учебного года ученики будут уметь:

  • проводить более сложные (по сравнению с первым годом обучения) комбинации на двойной удар, на выигрыш либо спасение связанной фигуры, на спертый мат, отвлечение, перегрузку и т. п. в 2–3 хода и более;
  • ставить мат в окончании «король и ладья против одинокого короля», «король и два слона против одинокого короля»;
  • давать оценку (выигрыш, проигрыш или ничья) любой позиции «король и пешка против короля» при ходе каждой из сторон;
  • составлять элементарные планы на разных стадиях партии;
  • разыгрывать дебют в соответствии с тремя золотыми правилами дебюта