Бродят призраки по бывшему Союзу

16.11.2017

Постсоветская подземная территория не отстает от всего остального мира по степени заселения призрачными обитателями. Особенно примечательная история произошла когда-то в Алма-Ате. Там строительство метро на долгое время затормозил древний местный батыр, не дающий разрушить собственную могилу. Чтобы утихомирить призрака, его именем назвали одну из станций, а потом множество пассажиров свидетельствовало, что именно там он частенько появлялся.

В Харькове подобных персонажей встречают довольно часто. Явления призраков там несколько раз даже фиксировали видеорегистраторы. Почему именно на этот украинский город пришлась такая активность инфернальных гостей, никому не известно.

Самая мрачная слава, пожалуй, у бакинской подземки, несмотря на ее помпезное оформление и роскошные интерьеры. При возведение там было допущено непозволительно много технологических просчётов. В первые годы после открытия, аварии происходили с пугающей регулярностью. Позже к погибшим в этих катастрофах добавились десятки жертв терактов, совершенных в метро столицы Азербайджана. Вот и бродят окровавленные пассажиры, так и не доехавшие домой, по хитросплетениям рельсов, оглашая своды горестными причитаниями.

Российские столицы не могут уступить друг другу пальму первенства и в вопросе заселенности подземки фантомами, но в каждой из них они наделены чертами, позволяющими определить их "место прописки". В привидениях Питера сразу заметен налет принадлежности к месту, генерирующему бесценные культурные сокровища. Также в них чувствуется и влияние декадентского романтизма, так свойственного Северной Пальмире. Пышно разодетые барышни, бледные гусары в залитых кровью мундирах, студенты с горящим взором и топором наперевес — всех этих выходцев то ли с того света, то ли со страниц отечественной классики наиболее вероятно встретить именно под улицами Санкт-Петербурга. Порой подземные своды там освещает и Солнце нашей поэзии - кого Александр Сергеевич разыскивает в бесчисленных переходах, об этом свидетели умалчивают.

Также в народе ходят слухи о метро, проложенном в Царском Селе ещё при Николае II. Говорят, что не раз туристы, беззаботно гуляющие по парку, явственно слышали из-под земли звук проходящего на большой скорости поезда. Также некоторые утверждали, что порой снизу раздаются выстрелы, в которые вплетаются душераздирающие стоны и крики.

Москва же остаётся верна своим трудовым и героическим традициям. То красногвардейцы бесшумной толпой промаршируют по краю перрона, то юнкера вытянутся в карауле, готовые снова шагнуть навстречу прекрасной и бессмысленной гибели. Иногда Путевой Обходчик медленно пройдет, тщательно выстукивая рельсы, выискивая в них незаметную для живых трещинку. А другой раз вполне реальный рабочий заметит вдалеке Чёрного Машиниста. Рассказывают, что он сгорел на работе,спасая пассажиров, но был обвинён в халатности, став пресловутым стрелочником. Но многие недоверчивые граждане не согласны с такой теорией. Они утверждают, что единственным чёрным машинистом в московском метрополитене является то ли выходец с берегов Африки, обрётший на далёком севере вторую родину, то ли сын российской подданной и обучавшегося у нас уроженца жаркого континента.

На самом деле, метро в России могло бы быть на несколько десятилетий старше. Планы по метрофикации страны - речь шла сразу о нескольких городах - появились ещё в XIX веке. Но Дума тогда разумно отмела такие проекты, справедливо считая, что у нас в любом случае всё разворуют. Наверху и то уследить не могут, где ж там в потёмках под землёй?! - так примерно сформулировали сомнения депутаты. Да и бдительное духовенство решительно подняло голос против дьявольской новинки. Не подобает истинно верующим самолично во мрак преисподней спускаться - этим аргументом объяснили свое неприятие служители культа .

На дворе XXI век, но по-прежнему умом нас часто не понять. Излишняя засекреченность многих объектов вызывает к жизни многочисленные подробные и "достоверные" истории о грандиозном «Метро-2», о закрытых станциях и линиях, предназначенных вовсе не для смертных - вернее, не для простых смертных. А в реальности существует множество бункеров и закрытых тоннелей, выстроенных в период, когда атомная война казалась почти неизбежной. Сейчас в них сгнивает за ненадобностью бесценное оборудование и механизмы, стоившие когда-то народу громадных усилий и жертв.

Чтобы сократить количество трагедий, в Англии таблички «Выхода нет» заменили на «Выход в другом месте» — и число самоубийств в метро резко снизилось. У нас же в 2010 году в Москве открыли станцию «Достоевская». Это, несомненно, одно из самых стильных и эффектных мест в столичной подземке, но до сих пор не утихли ожесточенные споры вокруг декора ее стен. Их украсили внушительными панно по произведениям великого писателя, считающегося чуть ли не главным специалистом по депрессивным состояниям в мировой литературе. Воистину, что для нас хорошо, англичанину, а впрочем, и немцу, и французу, и американцу — смерть.

Но кем бы мы ни были, где бы ни проживали - мы с упоением давим на клавиши, стреляя по оборотням и призракам, ожидающим нас под землей. Мы с восторгом смотрим в кино очередную страшилку о метро, в которой оно горит, затопляется, взрывается и рождает на свет божий немыслимых монстров и кровожадных уродов. И, возвращаясь с опостылевшей работы, мы невольно ожидаем, что во тьме тоннеля мелькнёт девушка в окровавленном платье, мимо нас медленно проедет старинный поезд с инфернальными пассажирами, а в наш вагон заглянет на всём ходу бледный человек, выводящий на запотевшем стекле непонятные знаки.