Празднование на костях - такой веселый День мертвых

16.11.2017

Индейцы веками поклонялись богам потустороннего мира. У ацтеков был культ Миктлантекухтли — владыки Миктлана, загробного царства, которым он правил вместе с богиней Миктлансиуатль, своей супругой. Обитель их находилась в девятой, самой нижней области преисподней – этот дом без единого окна индейцы иногда именовали пупом земли. Божественная чета представляла собой парочку неразлучных скелетов с множеством устрашающих атрибутов. В гардероб дамы, например, входила стильная юбка из живых змей. Дни поклонения богини приходились на июль – август, повсюду тогда двигались развесёлые процессии, умело разбавленные забавными зрелищами в виде человеческих жертвоприношений.

В XVI веке испанские конквистадоры щедро понесли в только что открытые земли блага цивилизации и свет христианства. Какими методами проводились эти богоугодные мероприятия, хорошо известно, и через пару столетий численность коренного населения уменьшилась в несколько раз. Душевно ранимым миссионерам крайне тяжело было смириться с варварскими обычаями приручаемого народа. Человеческие жертвы, пирамиды из черепов врагов, обычай хранить дома останки усопших, шумные танцы и песнопения на похоронах казались им кощунством и богохульством. Вместо языческих ритуалов испанцы вдохновенно прививали дикарям католические праздники и обряды. Дело было пущено на поток посредством массовых пыток, публичных казней и костров инквизиции, но разве кто-то выбирает средства, когда речь идёт о просвещении и наставлении на путь истинный заблудших народов?

Индейцы пытались приспособиться к новым условиям. Запретный отныне праздник в честь богини смерти ассимилировался и, перенесённый на осень, слился в экстазе с католическим Днём всех святых и усопших. Но изменения, затронувшие формальные стороны, почти не коснулись сути самобытного действа. Кровавые жертвы и части человеческих останков, используемые в качестве арт-объектов, канули в мрачное прошлое, но по внутреннему наполнению и характерным признакам праздник остался языческим, ничего общего не имеющим с христианскими молениями и с тихими обрядами поминовения ушедших.

Главными атрибутами торжества в просвещённые времена стали искусственные черепа, скелеты, гробы, памятники на могилах. Такими жизнеутверждающими игрушками, сладостями, аксессуарами забиты в эти дни прилавки магазинов, витрины, а заодно и карманы ошеломлённых туристов со всего света, не привыкших к подобному буйству потусторонней символики и от неожиданности с готовностью расстающихся с немалыми деньгами.