Спасти Фейсбук от самого себя

30.05.2017

Сегодня Яндекс.Дзен, кроме новостного агрегатора, стал ещё и платформой для публикации статей. А также продемонстрировал такой график:

Переходы из соцсетей и Дзена
Переходы из соцсетей и Дзена

К чему это может привести?

Раньше в социальных сетях мы общались с друзьями, вывешивали наших котиков и фотки из отпуска. Но годы идут, и чем дальше, тем больше в соцсетях профессионального контента – новостей, статей, видеороликов. То, что было целью (общение друзей), стало средством (социальные рекомендации профессионального контента). Твиттер уже давно для многих (например, для меня) стал исключительно новостным агрегатором, то же происходит постепенно с ФБ и другими сетями.

Тем временем Яндекс, который традиционно не преуспевал с соцсетями (ни МойКруг, ни Я.ру не полетели), зашёл на ту же задачу с другой стороны. Человеческую потребность штырить в infotainment можно решать и без того, чтоб заполнять профиль и заводить друзей. Общую годность статьи и её соответствие интересам пользователя можно посчитать машинкой, а не размечать механическими турками (твоими друзьями). Что и показывает график выше: Дзен доставляет читателям больше стоящего контента, чем социальные сети.

Дзен не жадный. Как и Яндекс в целом, Дзен не пытается удержать пользователя внутри себя, в ограждённом саду. В отличие от тех же соцсетей, которые предпочитают сами удовлетворять все потребности своих пользователей, Дзен поставляет аудиторию внешнему миру, тем самым способствуя расцветанию всех цветов. Я за разнообразие; интернет, в котором есть только один поисковик, только один магазин и только один источник новостей, меня бы расстроил. Дзен освобождает медиапроизводителей от тирании соцсетей, ограничиваясь ровно одной задачей: рекомендацией контента конечному потребителю. И с этой задачей он (уже!) справляется отлично. Судя по графику – лучше, чем социальные сети. И возможно, через какое-то время мы все начнём читать и смотреть новости именно в Дзене.

А в фейсбуке можно будет снова лайкать котиков.