Групповые эффекты – как их знание помогает в управлении командой

31.05.2017

Сартан Галина, канд. психол. наук, owner «Katarsis Business Group»

Управлять группами намного легче, чем отдельными сотрудниками. Но большинство руководителей предпочитает управлять отдельными сотрудниками. Почему так происходит? По двум причинам:

1. В учебниках по менеджменту, в основном, даны инструкции, как управлять отдельными сотрудниками, и очень мало уделяется внимания управлению группами. Руководители, как правило, действуют так, как их учат. Научили управлению отдельными сотрудниками, они постоянно это и делают. Иногда даже и мысли нет, что можно управлять группами сотрудников.

2. Из-за отсутствия информации и опыта управления группами некоторые руководители считают, что управлять сотрудниками по отдельности намного легче, чем целым коллективом.

Например, в одной крупной компании руководитель департамента отменил собрания сотрудников. На вопрос «Почему он это сделал?», он ответил так: «Лучше говорить с каждым сотрудником по отдельности, чем разгребать постоянный словесный базар, когда они собираются вместе. Все равно никто никого не слышит, перекрикивают друг друга, отстаивают свои точки зрения. А после собрания бегают ко мне в кабинет уточнять, что все же надо сделать. Зачем тогда тратить время на такие собрания?». На наш вопрос: «Пробовал ли он управлять «базаром» на совещаниях?», он ответил, что пробовал, но не получалось. В лучшем случае удавалось всех перекричать и предложить всем замолчать. И после этого все слушали только его. И далее руководитель сказал очень важную вещь: «Если бы я знал, как правильно управлять сотрудниками, когда они вместе, обязательно бы попробовал. Но даже на МВА, где я обучался управлению персоналом, этих знаний не давали».

Согласитесь, делать команду без знания, как управлять группами, невозможно. Поэтому мы с вами разберем групповые эффекты. Они помогут понять особенности группового поведения ваших сотрудников. И, что очень важно, научиться управлять этим поведением.

Наши наблюдения показывают, что сотрудники в группе ведут себя совершенно по-другому, чем тогда, когда они поодиночке. Многие руководители это подтверждают.

Например, один руководитель отдела крупного банка делился своим опытом: «Когда говорю наедине с сотрудником, нормальный человек, все понимает, анализирует, слушает. Но когда в отделе наблюдаю за тем, как он общается, другим человеком становится, как прям подменили. Молчит больше, лишнего не скажет, старается свое мнение вообще на людях не высказывать. Вот и получается, при собеседовании на работу принимаем одного человека, а в отделе он оказывается совершенно другим….»

И таких примеров множество. Люди на самом деле ведут себя по-разному, когда одни, и когда в коллективе. С чем это связано? С влиянием «групповых эффектов» на поведение человека. Именно они изменяют поведение людей, когда они оказываются в окружении себе подобных

Начнем с определения, что такое «групповые эффекты». Приведем общепринятое определение, которое достаточно сложно для понимания.

Групповые эффекты - это механизмы функционирования группы, через которые осуществляются групповые процессы и достигаются групповые состояния, которые обеспечивают интеграцию индивидуальных действий в совместной деятельности.

Более понятно это определение станет после того, как мы с вами узнаем, какие бывают групповые эффекты и поймем, как они влияют на работоспособность ваших сотрудников.

Мы выделили 8 групповых эффектов, которые наиболее часто проявляются в бизнес-группах. На самом деле их намного больше. Сначала мы перечислим все выделенные групповые эффекты, а потом разберем каждый из них более подробно.

1. Эффект «Маски». Его иногда называют эффектом «социальной желательности». Это стремление человека вести себя в соответствии с принятыми в группе стандартами.

2. Эффект «Ореола». Это перенос первого впечатления о человеке на все последующее его поведение. У группах проявляется в двух видах: негативный и позитивный перенос.

3. Эффект «Мы — они». Это чувство принадлежности сотрудников к определенной группе людей (эффект «Мы») и, соответственно, чувство отстраненности сотрудников, размежевания с другими группами (эффект «Они»).

4. Эффект «Группового фаворитизма» – это ярко выраженное предпочтением своей группе за счет других групп.

5. Эффект «Конформизма». Это изменение поведения или мнения человека в результате реального или воображаемого давления группы.

6. Эффект «Группомыслия». Это преобладание стремления членов группы к согласию между собой над качеством принятого решения или выполненной работы.

7. Эффект Рингельмана. Его иногда называют эффектом «социальной лени». По мере увеличения количества членов, в группе происходит уменьшение среднего индивидуального вклада в общегрупповую работу.

8. Эффект «Синергии». Это прибавочная интеллектуальная энергия, которая возникает в командной работе и выражается в групповом результате, который превышает сумму индивидуальных результатов

В следующих статьях мы разберем каждый из восьми групповых эффектов более подробно.