Социальная лень (Эффект Рингельмана).

31.05.2017

Галина Сартан, канд.психол.наук, owner «Katarsis Business Group»

По мере увеличения количества членов, в группе происходит уменьшение среднего индивидуального вклада в общегрупповую работу. Открыл данный эффект Макс Рингельман. Снижение эффективности групповой работы происходит вследствие снижения личной ответственности.

Он обнаружил, что коллективная работоспособность группы не превышает половины от суммы работоспособности ее членов, т. е. члены группы фактически менее мотивированы и прилагают меньше усилий при выполнении совместных действий, чем при выполнении индивидуальных действий. М. Рингельман экспериментировал с поднятием тяжестей группой и отдельными людьми.

Оказалось, что если продуктивность одного человека принять за 100%, то двое вместе в среднем поднимут вес, который не в два раза больше, а составляет лишь 93% суммарного веса, поднятого двумя отдельно работающими людьми. «Коэффициент полезного действия» группы из трех человек окажется равным 85%, а из восьми человек — только 49%.

Рингельман предложил формулу для определения среднего индивидуального вклада участников в группах разной величины:

С = 100 - 7 * (К-1),

где С — средний индивидуальный вклад участников; К — количество членов группы.

Б. Латайне в 1979 году описал феномен невмешивающегося свидетеля. Проведя серию экспериментов, он доказал, что само число свидетелей трагического происшествия препятствует оказанию помощи со стороны кого-либо из них. Жертва несчастного случая с меньшей вероятностью дождется помощи, если за ее страданиями наблюдает большое число людей. Обнаружена следующая закономерность: вероятность получения помощи выше, если человек находится в малой группе, и гораздо ниже, если он находится в окружении большого числа людей.

Факторами, влияющими на вклад человека в группу, являются:

• наличие индивидуальной ответственности за результаты своего труда. Чем выше ответственность, тем выше вклад;

• групповая сплоченность и дружеские отношения. Люди в группах меньше бездельничают, если они друзья, а не чужие друг другу люди;

• численность группы. Чем больше численность группы, тем меньше вклад;

• кросс-культурные различия. Члены коллективистических культур больше вкладывают в групповой результат, чем члены индивидуалистических культур;

• гендерные различия. Женщины в большей степени стремятся вложить в группу, чем мужчины.

Наличие эффекта «Социальной лени» в компании – это раздувание отделов, увеличение количества сотрудников при одновременном снижении эффективности работы в целом.

Зачем руководителю знать этот эффект?

Для того, чтобы четко различать – эффект «Социальной лени» может быть в коллективах, где нет командной работы. В командах этот эффект заменяется на противоположный – эффект «Синергии». Это критерий того, на самом ли деле у вас команда или ваш коллектив пока только рабочая группа с эффектом «Социальной лени».