Как меня Яндекс анафеме предал

18.07.2017

Приветствую, Друзья!

Свершилось!

Наконец-то поисковая система Яндекс сняла санкции, наложенные на Компьютерликбез! И сейчас я расскажу, как все было.

Постоянный читатель знает, что в конце сентября 2015 года (а точнее 27 числа, как раз, когда мы отмечали 4-хлетие блога) Компьютерликбез перестал ранжироваться в этом поисковике. Другими словами, страницы моего блога исчезли сначала из ТОПа (это называется пессимизацией страниц сайта), а затем совсем из выдачи (это уже похоже на фильтр поисковика).

Для своих основных читателей я здесь сделаю небольшое отступление. Поэтому те, кто отличают ТОП от Выдачи и процесс Индексирования от процесса Ранжирования, могут пропустить следующие 6 абзацев.

Ликбез по SEO

Так вот ТОП – это первая десятка страниц сайтов, которые выдает поисковик (это же относится и к Гуглу, и к другим поисковым системам) по какому бы то ни было запросу.

В свою очередь, Выдача – это полный список страниц сайтов по тому же запросу. Скорее всего вы видели небольшую надпись рядом с вашим запросом что-то вроде: «Нашлось 1 млн. ответов».

Эта цифра и есть вся выдача, то есть 1 млн. страниц сайтов потенциально могут содержать ответ на ваш запрос. Страницы, которые наиболее точно и максимально полно отвечают на ваш запрос, по мнению того или иного поисковика (это называется Релевантность), попадают на первые строчки, а которые хуже (опять же по мнению поисковика) находятся ниже и на дальнейших страницах Выдачи.

Когда страница, занимавшая, к примеру, 5 место в ТОПе опускается еще ниже в Выдаче (за 1, 2, 3 и т.д. страницу) говорят о ее пессимизации. Выдачу часто называют Индексом – это полная база страниц самых разнообразных сайтов, которую обнаружил и просканировал поисковый робот.

Но может получиться и так, что тот же робот, при очередной Индексации страниц сайта, может обнаружить какие-то нарушения в его работе:

• Несоответствие страницы пользовательскому запросу;

• Спам или переоптимизация страницы (документа) ключевыми словами;

• Неуникальный контент документа;

Вирусы на сайте;

• Не совсем честные методы продвижения.

И многие-многие другие вещи, которые называются Факторами, Влияющими на Ранжирование. В этом случае поисковик накладывает свои санкции на сайт. Проще говоря – страница (документ) не соответствует рекомендациям поисковика в плане ее качества. Санкции могут быть ручными и автоматическими.

Ручные санкции накладываются людьми, которые работают в компании поисковой системы. А автоматические называют Фильтрами. Так, например, я уже рассказывал про то, как я вытаскивал Компьютерликбез из-под гугловского фильтра Пингвин.

Пожалуй, для того, чтобы вы поняли то, о чем я буду говорить дальше, этого ликбеза будет достаточно. Если нет, то спрашивайте в комментариях.

Санкции Яндекса

О том, что Яндекс применил санкции к Компьютерликбезу, я узнал внезапно.

То, что случилось с моим блогом нельзя назвать полноценным фильтром, хотя из выдачи Яндекса «улетели» практически все страницы. Наблюдая за статистикой, я заметил, что, периодически в выдачу (причем региональную) случайным образом попадали новые статьи, которые я продолжал писать, как ни в чем не бывало.

А спустя какое-то время уже, и они «вылетали» из Выдачи. Правда ненадолго. Было такое ощущение как будто Компьютерликбез изредка «мигает» или «мелькает» в разных регионах, но в основной выдаче его нет.

Скорее всего это связано с тем, что Яндекс вновь начал подключать ротацию выдачи. Точно сказать не могу. Если есть какие-то соображения у SEOшников, то милости прошу в комментарии.

Так вот эти санкции не были полноценным фильтром, а скорее неким «карантином», потому что нарушение, в моем случае, было в том, что робот Яндекса обнаружил в контекстной рекламе, размещенной на Компьютерликбезе, контент попадающий в категорию «Для взрослых». Об этом мне сообщил Платон (чуть ниже расскажу кто это):

И действительно, зайдя в аккаунт Google Adsense (а у меня стояла только эта реклама) я обнаружил что в объявлениях «проскакивает» реклама предлагающая какие-то крема для наращивания всевозможных частей тела.

Это было странно, потому что категорию «Для взрослых» и еще ряд других категорий с первых дней создания блога я заблокировал…

Для тех, кто в теме – я думаю, что арбитражники либо научились обходить блокировки вебмастеров, либо как-то умудрились «протащить» эти товары под видом другой категории. Склоняюсь больше ко второму варианту…

Ручная блокировка рекламодателей в Adsense

Уяснив все эти вещи, я занялся тем, что вручную начал блокировать рекламодателей с подобными объявлениями. Благо у Гугла есть такой инструмент.

Достаточно просто перейти в раздел «Разрешить/блокировать рекламу» и открыть вкладку «Объявления (Центр просмотра объявлений)». Предварительно стоит отключить все блокировщики, иначе вы просто не увидите объявления. Там же можно видеть наиболее дорогие и кликабельные рекламные блоки. Но сейчас не об этом…

После проделанных действий стоило написать Платону (собирательный образ тех.поддержки Яндекса для вебмастеров). Что я собственно и сделал незамедлительно.

Отмечу, что как раз в это время мы занимались отрисовкой и версткой нового дизайна и какие-то проблемы с ранжированием в этот момент, ну просто никак не были нужны.

Платону просто так тоже не напишешь, в духе «Я хороший, а вы злые. Верните мой сайт в выдачу!». Потому что:

• Это несерьезно,

• Это непрофессионально;

• Это неэтично.

Список можно продолжать.

Я не впервые обращаюсь в тех.поддержку Яндекса, да и Гугла. И за эти годы я успел хорошо познакомиться с Платоном (не лично конечно), поэтому приведу небольшой гайд на тему «Как писать Платону, чтобы получить ответ, который вам поможет».

Как писать Платону

Как говорил герой Шона Коннери в фильме «Лига выдающихся джентльменов»:

- В любом уважающем себя обществе, в первую очередь, принято представляться!

• Посему представьтесь. Назовите сайт, дайте ссылку, опишите в двух словах что это за сайт (блог, магазин, визитка, портал, сервис и т.д.) с проблемами которого вы столкнулись. Если вы обращаетесь по клиентскому сайту, то укажите что вы являетесь его администратором.

• Опишите проблему с которой столкнулись. Назовите дату, когда была обнаружена проблема, назовите какими инструментами метрик, статистики и аналитики вы пользовались для ее диагностики и выявления.

• Опишите действия, которые вы уже предприняли. Это важный пункт и к нему стоит отнестись максимально серьезно. Так, вы будете говорить более предметно и конструктивно. Обращение в таком ключе гарантирует то, что вам ответят не рядовой отпиской по тикету, которые «летят» к Платону ежесекундно от самых разнообразных вебмастеров, а дадут вполне исчерпывающий ответ.

• Заканчивая свое письмо задайте вопрос. Вы можете просто написать: «Скажите, пожалуйста, что еще я могу предпринять для решения данной проблемы». Так вы показываете свою открытость к диалогу, сотрудничеству и, разумеется, готовность работать над своим сайтом.

Важно! Не нужно писать Платону на каждый «чих», сначала нужно предпринять что-то самостоятельно или обратиться к людям, которые в этом разбираются.

Переписка с Платоном

Как я и говорил выше, мне потребовалось 2 месяца чтобы снять санкции Яндекса. На протяжении этого времени я постоянно вел переписку с Платоном и сообщал о всех проделанных мной действиях. Но робот никак «не хотел» их воспринимать и не возвращал блог в выдачу. И я принял кардинальное решение – убрал контекстную рекламу с Компьютерликбеза.

Решил выждать некоторый период времени в надежде на то, что робот вернет блог автоматически, но этого не произошло. И я снова написал Платону что теперь контекста на сайте нет и причина санкций устранена. В результате получил ответ о том, что если позиции не вернутся автоматически, то Платон сам решит проблему ранжирования. Оставалось только ждать обновления (апдейта) выдачи.

И наконец в ночь на 25 ноября Яндекс очередной раз обновил выдачу, а Компьютерликбез вновь вернулся в Яндекс.

P.S.: Как-то все так уместилось в относительно небольшую статью. На самом деле я сильно нервничал и переживал, что отражалось и в оффлайне.