Телефонное мошенничество: якобы утечка личных данных в банке.

8 November 2019

Столкнулся с необычно профессиональным и хайповым телефоном мошенничеством. Это какой-то новый уровень, работает достаточно большая и слаженная группа. Не пытаются стандартно развести на номер и код карты или на смс-пароль для совершения операции, а идут гораздо более изощренным и продуманным путем.

Коротко

Убеждают по телефону, что вашими личными данными воспользовались мошенники для доступа к счетам в банках. Под предлогом защиты средств предлагают снять их со своих счетов и перевести на левый счет. Все знакомо, но под новым соусом.

Подробно

Я решил поделится, так как это может уберечь от потери денег многих людей. Себя я не считаю доверчивым в финансовых вопросах. Да и в принципе к телефонным разговорам с незнакомыми людьми отношусь подозрительно. Но даже это не помогло мне сразу понять, в чем дело. И я успел сообщить мошенникам пусть не критичные, но все таки свои личные данные.

Все слышали новости, что недавно у Сбера утекла огромная база клиентов. И конечно, те, кто пользуется продуктами Сбера (то есть почти все население страны) так или иначе обеспокоены этим. Мошенники используют это беспокойство в свою пользу. И вот как это происходит.

Звонок из якобы "ВТБ".

“ВТБ”: Вы подавали заявку на кредитную карту, звоним уточнить информацию.

Я: Нет, не подавал

"ВТБ": Ну вы зарегистрировались в личном кабинете и подали через него заявку

Я: Нет, никогда не имел дела с ВТБ.

"ВТБ": Значит это сделал кто-то за вас. Но тут ваши ФИО и данные. Может быть кто-то из ваших родственников?

Я: Нет

"ВТБ": Видимо произошла утечка личных данных. Где вы могли оставлять свои личные данные? Совершали какие-то покупки в последнее время в интернете? Утечка могла произойти из других банков. Продуктами каких банков вы пользуетесь?

Я: (рассказываю подробно, что пользуюсь Сбер и Тинькофф, еще не почуял подвоха)

"ВТБ": То есть вы подтверждаете, что не регистрировались и не подавали заявку? Получается это мошенничество?

Я: Да

"ВТБ": Тогда мы замораживаем у себя все процессы. Личный кабинет удалится через некоторое время. Я тогда передам в ваши банки, что произошла утечка ваших данных. Вы согласны?

Я: Да

"ВТБ": Тогда я завершаю разговор, вам в ближайшее время позвонят представители ваших банков. До свидания.

(На самом деле между банками не налажено такое прямое сотрудничество. Да и внутри одного банка все это происходит не быстро)

Я: До свидания

(Все еще не начал ничего подозревать, беспокоюсь больше об утечке, чем о том, что меня разводят прямо сейчас. Болтают много и быстро, думать не успеваешь - здесь я описываю разговоры довольно сокращенно)

Звонок из псевдо "Сбербанка"

Через пять минут звонят из "Сбера". Все говорят быстро стандартно-профессионально, по скрипту, с хорошей дикцией и без заминок, то есть как настоящие сотрудник колл-центра. Приветствие и все остальное, уточнение ФИО, часто фраза "Спасибо, я зафиксировала информацию"

Вопросы: Какими нашими услугами пользуетесь, какие счета, когда совершали последние операции с ними, какие лимиты и остатки.

Я: (все еще не понимаю, туплю, и все рассказываю. Хотя работники банков этого уровня и так знают лимиты по кредиткам и остатки)

"Сбер": Сейчас проверю все, оставайтесь на линии

Я вишу на линии около 5 мин. Видимо сделано для того, чтобы человек не полез открывать личные кабинеты или звонить в свой банк.

"Сбер": Все хорошо, никаких подозрительных операций не было. Спасибо, до свидания.

Звонок из типа "Тинькофф"

Через пару минут звонок от "Тинькофф". Явно другой человек. Представляется службой безопасности (или технической службой, я не запомнил). Так же профессионально ведет разговор. Правда тоже часто отвечает фразой "Спасибо, информацию зафиксировал."

Вопросы те же - про то, чем пользуюсь, последние операции, остатки, лимиты.

Нюанс: карта Тинькофф у меня даже не активирована. Получил как-то, но так ни разу пока и не пользовался.

Опять ожидание "проверки"

"Тинькофф": Я вижу два перевода на 10 000 каждый в последние дни. Некому (называет ФИО) в Ростовскую область? Вы не знаете такого? (настоящие банковские работники не имеют право разглашать личные данные третьих лиц в разговоре с вами) Не совершали ему переводов?

Я: Конечно нет, я не делал переводов.

"Тинькофф": Тогда нужно обнулить карту. Вы должны прийти с ней к банкомату.

Я: Куда именно, у меня поблизости нет банкоматов Тинькофф.

"Тинькофф": Сейчас я вам найду ближайший. На какой улице вы находитесь?

Я: Называю

"Тинькофф": Хорошо, оставайтесь на линии, я найду ближайший банкомат.

Пока жду, открываю личный кабинет через браузер на компе, вижу что никаких операций по карте не было, задолженностей нет. Наконец понимаю - что-то не то. Сверяю номер, с которого мне звонят, с тем, что на сайте - совпадают. Непонятно.

"Тинькофф": Банкомат по такому то адресу.

Я: Открыл личный кабинет, не вижу там переводов

"Тинькофф": (Речь как-то изменяется, не так уверенно) Эээ... У вас в кабинете они еще не видны, так как мы заморозили эти переводы для проверки. Но вам все равно нужно закрыть карту, самому.

Я: А почему я не могу заблокировать ее через личный кабинет?

"Тинькофф": (еще менее уверенно) Ну там.. вы если заблокируете... то те переводы все равно уйдут... надо именно обнулить... в банкомате.

(Мне еще страннее)

Я: Хорошо, я приду к банкомату и что делать?

"Тинькофф": Оставайтесь на линии, я вам дам инструкции.

Я: Мне прямо сейчас во время разговора туда идти?

"Тинькофф": Да. Не волнуйтесь, я вас проинструктирую.

(Таким образом пытаются заболтать, не оставлять человека одного, чтобы не было времени подумать или с кем-то посоветоваться).

Я: Я на работе, а карта у меня дома. Туда попаду через несколько часов. А потом еще до банкомата. Что я там должен все-таки сделать?

"Тинькофф": Обнулить карту

Я: Это как?

"Тинькофф": (Старается прямо не говорить “Снимите все деньги с карты и отправьте нам”) Вы средства с карты переведете на счет, который я вам продиктую. С чеками из банкомата завтра придете в отделение (ага, отделение Тинькофф, конечно). И там этот новый счет подключат к личному кабинету и вы сможете им пользоваться как старым. Не волнуйтесь, за снятие денег мы не спишем проценты, так как это в наших интересах - защищать от мошенников клиентов. (хаха)

Я: (начинаю офигевать, но пока не подаю вида) Но у меня карта дома.

"Тинькофф": Хорошо, через сколько вам перезвонить

Я: Часа через три

"Тинькофф": Хорошо, ставлю дозвон до вас на столько-то. До свидания

Гуглю уже на телефоне по дороге домой про мошенничество с утечкой личных данных, про Тинькофф, и Сбер, и ВТБ. Все что нахожу - не то. Еще раз сверяю телефон - совпадает с тем, что на сайте Тинькофф. Но то что пытаются обмануть - уже очевидно.

Минут через 10 снова звонок. Уже другой человек, представляется так же . Говорит, что мол ему передали заявку, то-то и то-то. Заходил ли я в личный кабинет. Есть ли приложение на телефоне. Могу ли я сейчас проверить баланс

Я: Нет

В общем он тоже спрашивает, когда перезвонить и прощается.

Таким образом пытались уточнить, какие у меня есть средства для быстрой проверки счета.

Звонок в настоящий Тинькофф

Решаю сам позвонить в Тинькофф. И вижу уже в звонилке, что номер-то отличается на "+". То есть мне звонили с номера +88005557778. А я звоню на 88005557778.

Там узнаю, были ли от них мне звонки в последние два часа. Последний - 10 мин назад. Естественно - нет. Рассказываю ситуацию. Мне говорят, что такие случаи нередки. Но вот что подделали номер - с таким пока не сталкивались.

Через три часа звонок с того самого номера "Тинькофф". Я не беру. еще звонок - сбрасываю. А потом автодозвон бомбит звонками один за другим с этого и других номеров.

  • +88005557778
  • +7 495 410-01-87
  • +7 495 766-04-39
  • +7 495 166-47-60
  • +7 495 672-22-91
  • +7 495 671-51-01
  • +7 495 759-32-53
  • +7 495 488-83-11
  • +7 495 760-31-51

Будьте внимательны и аккуратны, а лучше сразу добавьте эти номера в блеклист. Хотя, скорее всего, это ip телефония и у них почти не ограниченный пул номеров. Надеюсь, кому-то этот мой рассказ поможет не потерять деньги.