Почему случаются кризисы и как быть?

29 April

Кризис - это побочный эффект при капиталистической модели рынка.

Тебе дается полная свобода в выборе бизнеса, ты начинаешь его развивать. В итоге у тебя получается такой примерно расклад:
Чем меньше вход в бизнес - тем больше у тебя будет конкуренция.
Чем легче бизнес - тем сложнее будет продвинуться на рынке.

Приведу пример: производство автомобилей. Сложно, очень сложно, могут либо при поддержке государства, либо если ты миллиардер и хочешь выпускать свои автомобили - можно попробовать. Чем дешевле авто, тем сложнее производство и запуск. Проще выходит сделать авто на большой батарейке с 1-4 электромоторами и желательно в 5-10 экземпляров, выставив ценник в 1 миллион долларов. Однако и тут терпят фиаско - конкуренция есть, и весьма внушительная, а твои чудо-машины оказались никому не интересны, ибо - рекламы то нет!

Давайте возьмем пример намного проще: вырастить редиску. Растет быстро, весной, нужно поливать и удобрять землю, а так же быстро ее собрать и упаковать. Начинаешь выращивать редиску у себя на огороде и думаешь, сейчас я заработаю кучу бабла на ней и куплю себе новый айфон! Пока выращиваешь ее, узнаешь, что только на твоей улице ее выращивают 43 семьи, а ты - 44й. И вот возникает проблема сбыта - ты идешь в 4 часа утра на оптовый рынок и пытаешься слить ее перекупщикам по 20 рублей за кило, в то время, как в магазине лежит израильская по 79 рублей за 0.5 кило редиски. Ты думаешь - вот же ж несправедливость!!! И думаешь, вот бы продать свою редиску в магазин по 50 рублей за полкило, а он свои накинет 25 рублей и все будут покупать только твою редиску. Но, оказалось, ее нужно хорошо почистить, помыть проточной водой, упаковать, поставить дату упаковки, а всю непроданную редиску за 7 дней - магазин заставит тебя забрать обратно. Ну хоть в 19 году приняли закон о скоропорте - магазин ее выбросит, так как срок годности составляет менее 30 суток.

Ну ладно, и тут ты начинаешь считать, что нужно тебе для того, чтобы попасть в магазин и проводить холодные звонки. Оказывается, что в неделю нужно поставлять около 10 тонн редиски в торговую сеть и не по 50 рублей за полкило, а всего по 25 рублей за полкило. И еще налоги, и еще нужно нанимать рабочих, аренда земли, аренда или покупка сельхозтехники, холодильники, своя логистика и так далее и так далее.. И тут наш образный Вася понимает, что скидывать перекупу проще по 20 рублей за килограмм редиски. Ну а прибыль чтобы была - еще нужно торговать на рынках, поставлять в мелкие магазины свою продукцию, но тут уже снова проблемы описанные выше. Поэтому - перекуп приехал, забрал разом весь урожай, получил наличные - заплатил все расходы и тут уже не на айфон хватит, а только на велосипед, в лучшем случае.

Вход был легкий? Да. Прибыль хорошая? Нет. Нужно делать масштаб и договариваться напрямую, чтобы приехавший перекупщик купил у тебя редиску на неделю раньше основного сбора урожая, чем у твоих соседей, когда редиска стоит в закупке у перекупщика не 20 рублей за кило, а все 25. Приехал перекуп, забрал у одного заранее договорившегося весь урожай, а 43 оставшиеся семьи остались с носом на следующей неделе, так как у них нет ни документов, ни упаковщика, ни машин, ни холодильников. И так получилось, что один заработал, а все остальные остались с носом.

Что делать, чтобы не остаться с носом в дальнейшем? Правильно, начать собирать урожай на неделю еще раньше первого, который на неделю раньше всех собрал весь свой урожай 20 тонн и закрыл весь потенциальный спрос. Уже на 2 недели раньше нужно садить редиску, чтобы заработать, а тут - уже растут издержки, нужна теплица, а потом отапливать нужно теплицу, а потом специальный дорогой сорт семян ранних, чтобы выжить в данной ситуации и поднять редиску до 45 рублей за килограмм в закупке, при ее себестоимости в 40 рублей за килограмм.

И так во всех отраслях - все стараются получить как можно больше с их площади, объема производства, удешевления выпуска производимой продукции, увеличения массовости, фальсификации. Получается, что продукции все больше и больше, и ее себестоимость больше и больше. А где можно сэкономить? Правильно, на зарплатах. Получается парадокс: зарплаты пропорционально не растут, растут издержки. В итоге получаем картину маслом: при большом количестве разнообразия у нас нет денег купить все это. Что дальше? Правильно! Кредитные карты! Бери сейчас - плати потом!!! В итоге, при перепроизводстве продукции, увеличении продавцов, население не успевает вырасти соизмеримо выпускаемой продукции и мы берем больше и больше кредитов, чтобы тупо купить пожрать!

Дальше идет маркетинг. Вах! Любимая часть!!! Маркетинг заставляет людей покупать дороже и то, что им не нужно или без чего они могли бы обойтись, ведь на все есть кредит! Бери сейчас, плати потом, прямо в магазине отделения банков!

Мясо - зло, нужно покупать только веганскую еду, которая вкусная, да, но в 3 раза дороже, чем если бы ты питался обычной едой с мясом. Дальше тебе нужно иметь форму - ты начинаешь идти в спортзал и качать задницу, так как ты пользуясь тем разнообразием говна, которое покупаешь и кушаешь - начал толстеть, ибо производители начали для удешевления производства добавлять в продукты питания то, что не должно быть там - от усилителя вкуса и аромата - до крахмала и трансжиров. И тут ты даже если не веган - начинаешь задумываться о покупке правильных продуктов питания, которые стоят дорого, как и должны вернее стоить на самом деле, но, ты уже привык жрать большими порциями. А чтобы правильно питаться и ходить в спортзал, тебе нужно больше зарабатывать. А чтобы больше зарабатывать - нужно переехать в более большой город. А чтобы переехать в более большой город, тебе нужно взять ипотеку, так как стоимость недвижимости в городах равносильно спросу из-за высоких зарплат. И тебе далее нужна машина, но ты зарабатываешь столько и платишь кредитов столько много, что ты уже не можешь купить себе машину просто копя денежные средства, ты берешь ее в КРЕДИТ! НА 5 (ПЯТЬ!!!) ЛЕТ!

И маркетинг видит, что народ жрет кактус, но деньги все еще у него есть, и решает забить последний гвоздь в крышку твоего гроба: все то, что ты приготовил и не съел сегодня - завтра уже есть нельзя - это вредно для здоровья. Нужно выбрасывать. И по факту до этого уже дошли богатые города и районы США, где после покупки продуктов питания на неделю в супергипермолллемаркете половина по факту - выбрасывается. До 30% продуктов питания продаваемых в этих супергипермолллемаркетах - не доходят до кассы и утилизируются из-за того, что их не купили и они успели испортиться. У нас это тоже в супермаркетах - потом пенсионерки любят поковыряться в мусорках у супермаркетов - там дохренище еды со вчерашним истекшим сроком годности. В развитых странах начали раздавать данную еду бесплатно за день до истечения срока годности, хорошо, правда? НЕТ! В итоге люди берут бесплатную еду и не идут не покупают ничего в супермаркетах и от этого страдают на самом деле производители продуктов питания. Один производитель не тянет всю нагрузку и убыточность производства и начинает латать дыры производства беря кредиты в банках.

Ладно там еда, производители автомобилей, чтобы быть конкурентоспособными - они должны выпускать не менее 100 тыс шт в год, а продается только 90 тыс в год, что в реальности 10 тыс автомобилей составляет как раз прибыль завода. И тут чтобы заставить анс покупать не нужные нам автомобили - включается маркетинг. Авто нужно менять раз в 3-6 лет, так как во всех узлах авто запрограммировано устаревание, которое происходит сразу после окончания определенного пробега/времени и авто начинает сыпаться, а мы дорогой друг - идем с кредитом за другим авто.

И так далее и так далее. По факту - капитализм высасывает все человеческие ресурсы, делая богатых богаче и бедных беднее, так как чтобы не закрыться тебе нужно экономить на чем-то и начинаешь экономить на людских ресурсах, потом беря новые кредиты, потом банкротство и так далее.

Получается, что в кризис случается пик перепроизводства всего что только есть. На улице Редисочная выращивают не 43 и не 44 семьи редиску, а все 96 семей, и все хотят прибыль, но, все это не продается по факту - люди не хотят жрать редиску, так как маркетологи и тут уже заставляли как могли жрать эту сраную редиску все население планеты: и чтобы сиськи росли, и чтобы член стоял, и чтобы похудеть, и чтобы кожа была как у младенца, но ее производят столько, что ее уже некуда девать! Продавец не может заплатить поставщику, поставщик не может заплатить производителям, производители не могут заплатить по кредитам и не могут заплатить зарплаты - пошла цепная реакция. Но, спрос на редиску как был - так и остается, но не тот, что нужно реализовать весь объем. Ее как ели, так и будут есть, не зависимо от кризиса и модели рыночной экономики.

И тут я считаю гениальной идею Коронавируса и карантина: те бизнесмены и бизнесы, которые свои - они и дальше будут работать. Нужно просто кинуть всех остальныХ, чтобы они все закрылись - все равно после кризиса они вырастут как грибы после дождя - при появлении маломальского спроса все вернется на круги своя. И кому в итоге помогают? Правильно. Банкам. Которые несут убытки из-за невозможности бизнеса и физических лиц, которые должны этому самому банку, но не смогли заплатить и объявили себя банкротами. И тут уже оборудование и имущество пускают по бросовым ценам новым бизнесменам или отправляют на помойку.

Прошел кризис. Пошел новый спрос, нужно новое оборудование, новые машины, новые люди, и мелкие зарплаты. А что? Есть захотят - придут работать за гроши. А по мере роста экономики - ну вырастут и зарплаты - по мере полезности каждого из наемных работников.

Мораль такова: кто пережил уже не один кризис - легко переживет и этот, станет еще богаче, его влияние станет еще больше, его бизнес увеличится. Кто не захочет переживать кризис и закроется - он освободит дорогу для вперед идущих тех, кто правильно выстроил свой бизнес и не жалеет увольнять народ, продавать имущество, чтобы банально выжить.

Смешная история от друга давнего из Москвы - есть свои швеи и свой цех - начали шить маски в период пандемии, к ним пришли и сказали: НЕЛЬЗЯ!!! Идите домой, шить маски запрещаем. Нужно иметь ЛИЦЕНЗИЮ, Которую дает только МИШУСТИН, ибо его производство шьет маски и вы конкуренты - ему не интересны. Сколько в день сошьете? 100-200 штук? Не, лицензия стоит например 10 миллионов рублей. Зачем? Чтобы спасти большие предприятия от банкротства. А вы мелкие только будете мешать реализации продукции высокого спроса, призванной спасти большие предприятия.

По такому принципу в кризис и спасают большие предприятия и корпорации: им дают волю работать, сохранить рабочие места и получить прибыль, так как после кризиса, экономика будет восстанавливаться, а большие предприятия если и закроются - их уже заново не открыть. Это как Титаник - утонул - не всплывет, а они до этого весьма и весьма хорошо пополняли бюджет.

Ну и банки также правительство спасает только избранных - хорошо платил налоги и получал прибыль, но не можешь исполнить обязательства по причине массового банкротства предприятий и заемщиков? По сути деньги сгорели - ну вот тебе еще денег, чтобы выжил и дальше работал - ты приносишь прибыль.

Поэтому капитализм это хорошо, но им нужно уметь управлять, чтобы не допускать суперкризисов и не спасать только избранные старые, вонючие и морщинистые жопы, которые угодны элите. Чтобы не было такого, тут нужна хорошая рука управленца, но в итоге - получим большое закручивание гаек и массу ограничений, а это дорогие мои - уже превратится в плановую экономику. А при плановой экономике растет спрос на все абсолютно, что порождает серый импорт, контрабанду, подпольное производство и услуги, и в итоге - баланс будет отрицательный, а импорта все больше, и страна в итоге получит кризис.

Идеальный капитализм: все производят сколько хотят, все по максимуму скармливается населению, а излишки - ЭКСПОРТИРУЮТСЯ! Т.е. идеальный капитализм ориентирован прежде всего на экспорт всего того, что производят куча предприятий и бизнесменов, производя так же товары и услуги за рубежом, ввозя всю полученную прибыль внутрь страны и растрачивая ее внутри страны. Тогда у тебя не будет кризисов, а будет у тех, кто покупает больше всего твоих товаров и потребляет твои услуги у себя дома.