Почему торговые сети вынуждены делать кратные наценки на товар

09.10.2017

Торговая сеть, любая торговая сеть имеет магазины, которые являются не прибыльными. а существуют они потому, чтобы иметь имя и оборот на бумаге. К сожалению часто бывает так, что прибыль в одном городе приносит только 1-2 магазина, а остальные магазинов 4-5 являются либо "нулевыми", либо просто убыточными.

Приведу пример обанкротившейся небольшой торговой сети "Пей молоко" в Москве, которые получили от меня товар и...обанкротились, просто закрылись и все. И я не получил ни копейки. Имея всего 16 магазинов средней площадью около 4-6 м2 они за 2013 год получили 500 миллионов рублей оборота и, начали открывать новые магазинчики в самых проходимых, по их мнению, местах. В итоге всю сеть по словам коммерческого директора, которая уже после уволилась оттуда, тянуло всего 4-5 магазинов. Открытие новой торговой точки в Москве такого плана - проходимое место и прямо у метро - стоит не малых денег, и аренда одного павильончика на 6 м2 стоило на тот момент 350 000 рублей в месяц, а так как недвижимость коммерческая - за аренду надо занести как минимум за несколько месяцев вперед и подписать кабальный договор аренды, при съезжании с которой надо предупредить собственника за 2 месяца минимум, а если ранее съезжаешь - заплатить неустойку в сумме за 2 месяца аренды.

Т.е. получается, что товар продавался не весь, да и при капиталистической экономической системе перепроизводство будет всегда, а избытки будут выбрасываться - нельзя бесплатно никому их отдавать, так как человек получивший продукты питания бесплатно - не пойдет в магазин и не потратит свои деньги. Зачем? Завтра еще дадут бесплатно, и тогда даже работать не надо!

Рыночная экономика (капитализм) - конкуренция производителей, конкуренция магазинов, конкуренция торговых сетей. Но проблема в том, что почти все торговые сети, которые имеют свои магазины - торговые площади все в аренде. Нельзя строить новый магазин и открывать там, где ты думаешь, что будет все хорошо продаваться. Если торговая точка "выгорает", т.е. не приносит прибыль - то магазин просто закрывают, оборудование переводится на новое место и...все. Минусы - высокая стоимость товаров, которая как раз такие получается из-за того, что не все магазины прибыльные, не весь товар продается, а иногда и вовсе уничтожается, т.к. договор с поставщиком дистрибьютером не позволяет сделать возврат.

Социализм (плановая экономика) - нет конкуренции, магазины все в собственности государства. Заводы четко распределены по районам и магазинам, а значит - весь товар продается. Плановая экономика всегда подразумевала то, что товара должно всегда чуть-чуть не хватать, процентов на 5-10, тем самым создавая искусственно дефицит и продавая весь товар без излишков, вовремя и завоз новой продукции происходило по плану. Но, мы уже жили при социализме - он себя изжил, так как обычный рабочий слой населения начинает воровать, перепродавать, портить госимущество для создания еще большего дефицита, чтобы продавать товар дорого и хоть как-то заработать денег, чтобы купить какую-то машину, в очереди за которой надо было стоять годами.

Итак, капитализм - обилие товаров, обилие разнообразия, обилие магазинов и...высокой добавочной стоимости.

Приведу пример: соки и нектары имеют срок годности 1 год. Пачка сока в закупке стоит 47 рублей, а в рознице этот же магазин продает ее за ....135 рублей. Наценка почти в 2.9 раза! Чипсы Принглз - закупка 79.90 оптом, розничная продажа 165 рублей, т.е. наценка в 2 раза. Мы не будем уже говорить о мёде, где наценка может быть пятикратной. Сам произвожу сыры и знаю, что мой сыр продается минимум с +60% наценкой, а так доходит и до +157% наценкой на мой товар, по цене которого я отпускаю.

284 рубля за 200 грамм моего сыра выставила торговая сеть Перекресток, при закупочной цене в 612 рублей за килограмм.
284 рубля за 200 грамм моего сыра выставила торговая сеть Перекресток, при закупочной цене в 612 рублей за килограмм.

И наценки на товар такие высокие потому, что торговая сеть, в лице установленных ручных менеджерах, не хочет работать в убыток, а хочет постоянно открывать и открывать новый и новый магазин по всем городам России, и при этом не работать в убыток, а получать при этом еще и прибыль! В итоге плати мы с вами за тот непроданный товар, который они выбрасывают, ибо он "не продался", как это было в истории с торговой сетью X5 Retail Group.

Капиталистическая система экономики подразумевает открытие убыточных торговых точек, которые будут существовать для поддержания сильного бренда, чтобы вы, даже не думали ходить в другие магазины! Ни за что! Чтобы развивать и дальше свою торговую сеть, может быть, через год-два убыточный магазин начнет выходить в ноль, а через 3-4 года будет приносить прибыль?

Заключительный эпизод моей статьи - торговые сети развиваются на деньги поставщиков, а не свои собственные и тем более не кредитные, и поэтому производители поставляют товар, а торговые сети начинают платить только спустя 2-4 недели, т.е. когда хотя бы частично или полностью Ваш товар продастся с большой наценкой, они получат прибыль, выплатят все расходы по аренде и зарплате, покроют расходы на убыточные магазины, и только тогда производитель получит свои деньги за товар от торговой сети.