Японский "рецепт" успеха

28 November 2017

Кайдзен, кайдзэн  — японская философия или практика, которая фокусируется на непрерывном совершенствовании процессов производства, разработки, вспомогательных бизнес-процессов и управления, а также всех аспектов жизни.

«Кайдзен» в бизнесе — постоянное улучшение, начиная с производства и заканчивая высшим руководством, от директора до рядового рабочего. Улучшая стандартизованные действия и процессы, цель кайдзен — производство без потерь.

В японском языке слово «кайдзен» означает «непрерывное совершенствование». Исходя из этой стратегии, в процесс совершенствования вовлекаются все — от менеджеров до рабочих, причем её реализация требует относительно небольших материальных затрат. Философия кайдзен предполагает, что наша жизнь в целом (трудовая, общественная и частная) должна быть ориентирована на постоянное улучшение.

Иллюстрация философии "Кайдзен"
Иллюстрация философии "Кайдзен"

Основа метода Кайдзен состоит из 5 ключевых элементов, «5 S»:

  • Seiri — аккуратность
  • Seiton — порядок
  • Seiso — чистота
  • Seiketsu — стандартизация (систематизация)
  • Shitsuke — дисциплина

В работе

Аккуратность Вы должны сесть, хорошо подумать и составить список того, что вы хотите улучшить и то, что по вашему мнению мешает работать эффективнее. Этот принцип гласит, что работник не должен выполнять ничего лишнего, делать не свою работу. Какие из дел меньше всего относятся к вашей основной работе? Какую-то часть можно сократить до минимума (проверка почты, работа с документами), некоторые можно делегировать тому, к чьей специализации они больше относятся.

Подумайте, что лишнее, и избавьтесь от этого. И подумайте над тем, какие простые изменения можно внести в рабочий процесс.

Порядок После того, как вы отбросили все лишнее, вы можете упорядочить процесс работы, выстроив дела в необходимом порядке. У каждого предмета должно быть свое место.

Чистота После окончания рабочего дня не забывайте убирать свой офисный стол и класть все на свои места. Найти нужные вещи и документы гораздо проще, когда всё лежит там, где должно.

Порядок нужно наводить не только на рабочем столе, но и в своей голове. Для этого будет лучше выделить несколько минут, заглянуть в свой рабочий дневник и подвести итоги, внести необходимые заметки и… забыть о работе, когда окажетесь за порогом своего офиса. Потому что на следующее утро вы должны прийти на работу с ясной головой и свежими мыслями.

Стандартизация После того, как вы избавились от дел, выполнение которых не входит в ваши обязанности, выстроили свой рабочий процесс и разложили все по полочками не только на рабочем месте, но и у себя в голове, пришло время сделать из этого систему. То есть каждое утро вы должны выполнять все по этой выстроенной схеме. Соблюдайте ее, и вы увидите результаты.

Дисциплина Когда первые 4 процесса выполняются, они становятся для вас новым способом работы. Вы должны придерживаться намеченного пути и не откатываться назад, к старым привычкам и методам.

В жизни

Эти же «5S» можно подстроить под любой аспект жизни. Например, вы хотите начать вести здоровый образ жизни.

Аккуратность Вы садитесь, делите листочек на две части и записываете в одну колонку все, что вам мешает, а во вторую — то, что помогает.

Порядок После определения всех положительных и отрицательных моментов, вы составляете себе расписание, в которое включаете все полезное

Чистота Наведите чистоту. Протрите пыль, почистите компьютер, отфотошопьте фоновую картинку рабочего стола, помойте чашку, наконец, которая стоит около вашего стола.

Стандартизация А теперь пришло время превратить все изменения в систему. Просто придерживайтесь созданному графику и он станет вашим привычным образом жизни

Дисциплина Следите за собой и избавляйтесь от соблазнов вернуться к прежней, более легкой жизни. Поначалу здоровый образ жизни дается ой как нелегко, потому что вокруг столько соблазнов, что удержаться трудно. И совершенствуйтесь, находя все новые и новые способы сделать свою жизнь лучше.

Друзья, подписывайтесь на канал в телеграме Кулстори — там парень рассказывает как он строил свой бизнес, вместе с ошибками и неудачами!