Почему взрослые не могут развить абсолютный слух

Такое название носит выложенный на YouTube ролик продюсера, композитора, звукорежиссера и вообще вполне сведущего во многих аспектах музыки Рика Биато (Rick Beato).

Какое право имеет Рик делать такое заявление? Начнем с того, что он занимается всем вышеописанным на протяжении 35 лет, также он не раз общался с первоклассными артистами, так что у него поднакопилась какая-никакая статистика, и самое интересное: у Рика получилось воспитать сына с удивительным слухом? Мальчика зовут Дилан, и его способности можно наблюдать чуть ниже.

Надеюсь, вы посмотрели, как ребенок безошибочно идентифицирует ноты. Все происходит достаточно быстро, без лишних раздумий. Важно отметить, что Дилан способен слышать не только отдельные ноты, но и ноты, сыгранные полиаккордом.

Действительно впечатляет, не так ли? Это и есть абсолютный слух - слушающий практически не делает усилий при различении звуков. Такое встречается всего в 1 случае из 10 000 .

Рик настаивает на том, что продемонстрированная способность удел единиц, так как, по его мнению, ее развитие возможно лишь в юном возрасте.

Для совсем сомневающихся старательный отец добавляет: "Если это так просто, то почему в консерваториях нет занятий по развитию абсолютного слуха? Наверное они как-нибудь уже умудрились бы выдумать что-то за 300-400 лет существования музыкальных училищ".

Многих такие умозаключения, мягко говоря, раздражают, что приводит к конфузам. К примеру, нейрохирург из Бразилии, именно так назвал себя написавший Рику подписчик, заявил, что развил у себя абсолютный слух будучи взрослым, на что композитор предложил встречу в Skype - для проверки способностей ученого. К сожалению, сенсации не произошло, так как подписчик отказался от встречи, сознавшись, что у него не такой уж и абсолютный слух.

По словам звукорежиссера, Дилан был в окружении cложной музыки с самого детства, что и привело к такому удивительному результату.

Рик сравнивает звучащую музыку с речью. С самого рождения мы окружены звуками, но некоторые из них более важны для нас. Согласитесь, что различать речь матери, куда важнее, чем, скажем, звук проезжающего автомобиля.

Представьте, в мире около 6500 языков состоящих из 2000 фонем (в русском задействуются всего 42 фонемы; в английском 44). Примерно спустя 9 месяцев ребенок теряет возможность слышать их все, сфокусировавшись лишь на фонемах того языка, который его окружает. Если он будет слышать пять языков, то и различать он в итоге научится именно эти языки.

Можно сделать так, чтобы внимание ребенка было направлено не только на звучащий язык, но и на звучащую музыку. В теории, благодаря равномерно темперированному строю юный мозг способен понять, что повторяется и имеет смысл, а что лишь случайный шум, не несущий какой-либо информации.

Если попытаться подвести черту под всем написанным, то получается что:

1.Хочешь вырастить Моцарта, давай ребенку слушать"насыщенную" музыку. Ему нужны неожиданности. Звучащая мелодия должна быть максимально разнообразной, чтобы каждая последующая комбинация нот удивляла мозг. Модуляции - это все.

2.Нет абсолютного слуха, но есть огромное желание его иметь? Возможно, пора задуматься, а стоит ли тратить силы на то, что практически невозможно. Ведь есть такая вещь, как относительный слух - лучше развивать его. Не зря же существует такая дисциплина, как сольфеджио.

3.Не все музыканты имеют абсолютный слух. Если у вас что-то вроде комплекса неполноценности, то завязывайте. Для написания потрясающей музыки абсолютного слуха не требуется.

Так почему взрослые не могут развить абсолютный слух? Судя по всему, причина в биологии. Если аргументы Рика вас не убеждают, то попробуйте найти человека с абсолютным слухом, который бы не начал свое знакомство с музыкой в юном возрасте.

Это не пустой вызов, ведь, если вы найдете такого, то очень обрадуете Рика. Может даже прославитесь.