Милашка Китти и розовый телефон, или Почему Япония «каваий»?

1 May 2019

Японию часто называют Страной Восходящего Солнца, Цветущей Сакуры и контрастов.

Некоторые из этих имен имеют романтическую коннотацию, напоминающую о Японии, которую многие жители Запада хотели бы видеть неизменной: страну загадочных гейш и отважных самураев.

Однако никому не удавалось остановить течение времени. Япония изменилась до неузнаваемости.

Это не означает, что элементы традиционной культуры полностью исчезли, но они оказались вытеснены на обочину общественной жизни.

Так что же характеризует образ современной Японии?

Доминирующий культурный тренд, несомненно, «каваий»: неуклюжие, пушистые и очаровательные существа, сладость и розовость, ми-ми-мишные мордашки с большими глазами.
Прежде чем перейти к ответу на вопрос: как «прелестная» тенденция завоевала ошеломительную популярность в Японии,  разберёмся с собственно термином.

Происхождение «каваий»

В книге Джоанны Батор под названием «Японский фанат» читаем:

Японское слово «каваий» (可愛い) переводится как «милый, прелестный», но термин имеет немного другое значение. Он служит для описания людей и вещей, которые не только симпатичны, милы и благодарны, но также невинны, слабы, уязвимы, миниатюрны и немного пафосны. (…) Японский каваий также служит описанием в целом положительных качеств человека, животного, предмета и явления, но относится только к тому, что является «милым» и «забавным» в детской, незрелой и пассивной манере.

Расцвет культуры каваий пришёлся на 70-е годы прошлого века. Название тренда совпало с особым стилем письма, который изобрели девушки-старшеклассницы. С появлением тонких шариковых ручек, пришедшиx на смену кисточкам, девчушки начали украшать иероглифы забавными рисунками.

Обычай быстро распространился, поскольку юные студенты восприняли его как возможность протеста и самовыражения в системе строгих правил и обычаев, которые учили подчиняться и справляться с обязанностями. С каждым годом и добавленной последующей свечой на торте подростка-японца, груз ответственности становится всё тяжелее.

Креативное письмо трудно воспринять как протест против системы, не так ли? Но речь идёт о Японии.
Не только для иностранцев, но и самих японцев процесс правописания иероглифов сложен и требует большого терпения, чёткости в выведении линий.

Несмотря на всякие там запреты, девушки придавали иероглифам округлость и мягкость. Вдобавок, разнообразили их цветочками, сердечками и латинскими буквами. Невзирая на то, что читать такие арт-иероглифы становилось сложнее.

Многие школы немедленно объявили запрет «прелестному» письму. Однако популярное течение уже невозможно было остановить, и вскоре появились сразу несколько «революционных» стилей. Среди них конекодзи («кошачье» письмо), мариудзи (круглое написание), манга дзи (журнал в стиле манга ), бурикко дзи (письмо «притворяющиеся дети»). Молодежь бунтовала против строгих многовековых традиций и желала идентифицировать себя с западной культурой, которая казалась более привлекательной.

Противники новой тенденции не смогли найти весомых аргументов и средств защиты. Новые молодёжные тренды быстро стали питательной средой для капиталистического рынка. И вот от канцелярских принадлежностей, которыми раньше писали каваий-письма, мы переносимся в день сегодняшний, где почти всё вокруг —с символами каваий:

самолёты с кошкой Китти и её друзьями,..

..прелестный Пикачу на вагоне городской электрички…

Одним словом, в Японии слишком много каваий не бывает!

Возникает недоумённый вопрос: что общего у белой кошки Китти с розовым бантом в ушке и восстанием против традиционных ценностей? И почему стиль каваий так всецело покорил Японию?

Чтобы ответить на этот двусложный вопрос, нужно понять, насколько полна стресса жизнь в японском обществе. Согласно последнему Рейтингу стран мира по уровню счастья, экономически развитая и высокотехноличная Япония занимает 54-ю строчку. Сразу после Латвии и Румынии. Взрослый японец несёт на своих плечах огромную ответственность перед обществом, семьей и корпорациями. Ему не хватает времени, у него строгие правила. Детство было чем-то совершенно противоположным, желанной свободой.

Каваий — это то, что связано с детской непосредственностью, теплым объятием, желанием приголубить; с открытыми эмоциями и лёгкой застенчивостью.

Вот почему появление тенденции каваий оказалось своего рода отдушиной в иерархичной системе чётко расписанных социальных ролей. По той же причине Мацуда Сейко (популярнейшая певица-идол, пропагандирующая стиль каваий, смеющаяся, плачущая, когда это необходимо, но всегда — чрезвычайно милая) так быстро завоевала сердца молодого поколения. Созданный ею образ доминировал в прессе, на телевидении и в поп-музыке. Сыгранные ею героини — женщины, на которых общество возлагало особые обязательства.

Каваий — всепроницающий. Нет ничего удивительного, что у входа в синтоистский храм посетителей встречает фигурка каваий в кимоно. Например, белая кошка Китти.

Очаровательный, китчевый и по-детски милый каваий: Япония всецело в его власти. Удивительные для иностранцев детскость и мультяшность в повседневной жизни делают Страну Цветущей Сакуры чуть красочнее, счастливее и — можно с уверенностью сказать — единственной в своем роде.