Важные изменения, касающиеся трамвайно-троллейбусного будущего Екатеринбурга

13.07.2018

На днях на "Иннопром-2018" было подписано трехстороннее концессионное соглашение между регионом, городом и группой "Синара" по проведению "эффективной реконструкции и строительству городской трамвайно-троллейбусной инфраструктуры, а также по приобретению трамваев и троллейбусов нового поколения".

Что это значит?

Концессионное соглашение простыми словами — это взаимовыгодная форма партнерства между государством и частным сектором. Благодаря ей государство получает возможность снять с себя часть нагрузки, а частные лица — получить прибыль и реализовать определенные проекты. Государство передает принадлежащую ему собственность (в нашем случае ТТУ и соответствующую инфраструктуру) частной компании - концессионеру на определенных условиях на ограниченный срок за плату. При этом концессионный объект остается в государственной собственности, а концессионер обладает правами пользования и владения.

Соглашение, подписанное сегодня, подразумевает передачу в аренду компании-оператору парка трамваев и троллейбусов, депо, сетей и подстанций. Соглашение будет носить долгосрочный характер — до 25 лет. Концессионер возьмет на себя обязательства по организации перевозок пассажиров, а также по обновлению парка и инфраструктуры городского легкорельсового транспорта.

Может быть даже обновление произойдет на такие трамваи
Может быть даже обновление произойдет на такие трамваи

Представляете сколько это будет стоить денег?

Общеизвестно, что во всем мире качественный муниципальный общественный транспорт убыточен. В Берлине местный и региональный бюджет тратит на ОТ 57%, выручка от оплаты проезда только 43%; в Варшаве — 70% и 30% соответственно; в Мадриде — 51% и 49%. В Екатеринбурге ТТУ перманентно в предбанкротном состоянии, раз за разом становясь должником по кредитам, заработной плате и электроэнергии.

Если концессионное соглашение по передаче ТТУ в частные руки состоится, то вопрос — как концессионер намерен получать прибыль с этого заведомо убыточного хозяйства? Навскидку представляется два варианта по которому может пойти инвестор:

1. Сокращение расходов на содержание имущества (сразу нет, концессия как раз о модернизации и улучшайзинге);

2. Повышение тарифов на услуги общественного транспорта.

Но, скорее всего, опять нет. Наиболее вероятным видится, что компания-оператор, выигравшая конкурсные процедуры (угадайте кто), полностью возьмет на себя бремя содержания "Трамвайно-троллейбусного управления", получив взамен преференции совсем в других сферах. Это как раз объясняет присутствие в соглашении третьего партнера - Свердловской области. Региону есть что предложить группе "Синара", ведь предприятие занимается в нашем субъекте и агробизнесом, и туризмом, и машиностроением, и строительством.

Будем посмотреть.

Если вам понравилась эта годнота, подпишитесь на основную площадку Зеленого автобуса - telegram-канал. Оставляю ссылкой: https://t.me/green_bus