Смазал лыжи

6 June 2017

Аналитическая служба Зарплата.ру опросила более 5 тыс. россиян и выяснила, что большинство (56,4 %) соискателей проглядывают вакансии в свободное время, 40 % — и дома, и на работе, а 3,6 % занимаются поисками исключительно в рабочее время. Мы спросили работодателей, по каким признакам они понимают, что сотрудник подыскивает новое место.

Смазал лыжи

Оксана и Михаил Смущенко, руководители торгово-строительной компании «Гельстер»:

«Первый признак того, что сотрудник ищет новое место работы, — он перестал справляться с поставленными задачами. Если для этого нет других объективных причин, то подобное падение продуктивности обычно связано с тем, что сотрудник просто не хочет выкладываться на надоевшей работе. Он уже не ассоциирует себя с компанией, а время тратит не на выполнение профессиональных обязанностей, а на поиск работы. В нашей практике мы сталкивались с ситуацией, когда специалист регулярно не успевал завершить в срок простые задачи. На прямые вопросы он отвечал стандартными фразами про загруженность и нехватку времени. При этом для нас, как для руководителей, было очевидно, что работы не стало больше. Тогда мы проверили историю браузера на компьютере сотрудника и выяснили, что он в рабочее время размещал резюме на сайтах с вакансиями.

Если мы замечаем малейшие изменения в поведении сотрудника, то еще на первом этапе мы стараемся обсудить их с сотрудником. Если он честно признается в своих сомнениях, то мы всегда обсуждаем, что можно сделать, чтобы он остался. Например, работник хочет зарплату побольше. В этом случае мы вместе обсуждаем обоснованность его желаний, возможности компании, и стараемся прийти к консенсусу.

Второй признак того, что специалист смотрит «на сторону» – он становится все более отстраненным, перестает проявлять инициативу, у него часто портится настроение. Все это свидетельствует о том, что работа стала ему в тягость. На третьем этапе работник начинает часто выходить из кабинета, чтобы поговорить по телефону. Обычно в этот момент он договаривается о будущих собеседованиях.

В нашей компании мы не допускаем наступления третьего этапа. Еще едва заметив отсутствие интереса к работе, мы инициируем разговор. Сотрудник идет на откровенный диалог – мы ищем пути решения проблемы, если уходит от ответа — наблюдаем еще несколько дней. Если выясняется, что причина в поиске новой работы — незамедлительно расстаемся. Для нас это принципиальный момент, мы не ведем переговоры с врунами.

Кроме того, уже на втором этапе специалист точно знает, что не хочет работать с вами, поэтому нет смысла его останавливать. Даже если демотивированный сотрудник не уйдет сейчас, то сделает это через полгода, когда вы будете не готовы. Мы придерживаемся точки зрения, что иногда лучше отпустить неэффективного специалиста, оставить его задачи в «повисшем» состоянии, чем допустить, чтобы сотрудник выполнял их спустя рукава. Ведь некачественная работа даже одного работника может негативно сказаться на репутации компании в целом».

Ольга Кадомская, сотрудница отдела обучения и развития персонала компании Kolocall:

«Уход сотрудника можно предвидеть еще на этапе собеседования. Если в вашу организацию на должность менеджера по рекламе пришел юрист, то знайте: как только появится предложение о работе в этой профессиональной сфере, человек покинет вашу организацию при условии, что работа по специальности его действительно интересует. Или ответ на вопрос «С чем связан поиск новой работы» звучит как «Готовлюсь к свадьбе» тоже о многом говорит. Свадьба, декрет, дети. На своем опыте я сталкивалась со следующим: в то время, как девушка находилась в отпуске по уходу за ребенком, мы узнали о том, что она написала заявление об увольнении. Причина — новое место с большим вознаграждением за работу.

Если у вас работает студент и он окончил недавно вуз, можно с вероятностью 90 % сказать о том, что он пытается найти работу по своей специальности или работу с большей заработной платой.

Проходя однажды в колл-центре между рядов, я заметила, как сотрудник изучает вакансию администратора на одном известном источнике. Это было понятно, ведь он проработал два года на одной позиции и недавно получил диплом о высшем образовании. Не предлагая человеку никакого карьерного роста или хотя бы дополнительной работы в ее содержании, можно ожидать ухода.

Выяснить, что сотрудник хочет с вами попрощаться, очень просто: посмотреть историю в браузере, пообщаться с людьми, с которыми контактирует интересующая вас фигура, провести анализ его работы с точки зрения качества.

Реакция работодателя на поиск новой работы человека может быть разной: «залечь на дно», проигнорировав факт или дополнительно стимулировать его как материально, так и не материально, чтобы удержать, если сотрудник ценный, выполняет большой объем работы, и он — хороший исполнитель. Причем более важной, на мой взгляд, является нематериальное стимулирование.

На уход специалиста стоит реагировать спокойно. Не стоит конфликтовать и выяснять отношения, ведь репутация предприятия и ваша лично может при этом пострадать. Безусловно, спокойная, тихая беседа должна быть как минимум для того, чтобы выяснить причину, как максимум – чтобы сотрудника удержать».

Юлия Мещерякова, руководитель отдела персонала (Supply Chain& Regions) Компании FM logistic:

«Признаки того, что сотрудник ищет работу, легко попадают в разряд домыслов (если у вас человек отпросился — это же не значит, что на собеседование пошел, верно?). Сотрудник может смотреть сайты по поиску работы и мониторить свою рыночную стоимость и требования работодателей. Так бывает, когда в компании не развита (или не прозрачна) система развития персонала, механизм попадания в кадровый резерв и повышения. Тогда сотрудники «смотрят по сторонам» — какой спрос на рынке и какие навыки нужно подтянуть.

Падение мотивации — вот признак того, что работник может уйти, а не то, что он 2 раза сходил на собеседование и 5 раз посетил рекрутмент-ресурс. Если вы узнали о таком эпизоде — поговорите открыто, спросите, что не устраивает, обменяйтесь ожиданиями и попробуйте вместе поискать выход из ситуации. Демотивация периодически посещает всех, ее преодоление — обычный управленческий кейс.

К сожалению, я чаще сталкивалась с обратным. Сотрудница одного из HR-департаментов обновила резюме на сайте. Об этом узнали и любезно сообщили ее руководству коллеги (спрашивается, сами то они что там делали?). Руководитель (между прочим, эйчар в крупном российском ритейле) начала искать замену сотруднице, не составив даже с ней разговор. В итоге компания потеряла ценного специалиста. Это классический пример того, что часто в наших компаниях отношения руководителя и подчиненного скорее напоминают патерналистскую модель, нежели спокойные деловые отношения коллег.

Я удерживаю человека, когда знаю, что нам есть что ему предложить, а для этого диалог и нужен (и лучше до момента возможного поиска работы).

И лучше развивать и мотивировать персонал, чем ловить за руку на сайтах о поиске работы и делать из этого какие то выводы».