Лебедь, Рак и Щука, или Три причины мутного мышления.

«Что-то у меня в голове всего намешано, и все путается, толком думать не могу» — вот одна из распространенных жалоб, с которыми мне приходится сталкиваться. Ситуация, когда внутри гармонии нет и когда, пытаясь подумать, получаешь только невнятную мешанину в голове – одна из самых неприятных в жизни. И я рад, что могу предложить всем, столкнувшимся с этим глюком, «дорожную карту» в такой ситуации.

Такая мешанина в голове образуется из-за столкновения трех сил. Иногда вместо трех сталкиваются две, но суть от этого не меняется: чаще всего эти силы тащат человека каждая в свою сторону, и вот когда вектора этих сил разнонаправлены – тогда и возникает это ощущение «лебедь, рак и щука».

Сила первая – Собственное желание. Вообще-то, эта сила целиком за хозяина, потому что цель её – сделать человеку хорошо. Человек хочет, чтобы ему было хорошо (безопасно, интересно – подробнее в «теории 2»), и поэтому ему хочется сделать нечто, после чего это «хорошо» наступит. Ничего необычного, да? – С одной стороны, да. А с другой стороны, эта сила, изначально мощная в любом человеке, настолько перебивается другими двумя силами (о которых скоро пойдет речь), что многие люди уже и сами себе и этой силе «собственного желания» не верят. Они просто не могут поверить в то, что «можно вот так прям делать то, что хочешь, руководствуясь только лишь собственным желанием сделать себе хорошо». А как же голодающие дети в Африке? А как же так знакомое многим с детства правило «ради себя жить – нехорошо» и «я – последняя буква в алфавите»?

Вот, так мы неизбежно подходим ко второй важной силе, которая зачастую вступает в острую конфронтацию с силой собственного желания: и эта вторая сила – Боязнь наказания. Откуда она у нас? – Ну, из детства, вестимо. Ребенок вообще – жутко неудобное существо: чего-то хочет (как правило, неправильного), что-то постоянно делает не так (все едят вовремя, а ему вздумалось есть в неправильное время). И, разумеется, взрослым родителям, чтобы хоть как-то привести родное дитя к подобию себя самих (уже обработанных), приходится порой наказывать. Ну, как порой – почти постоянно. И ребенок узнает, что он очень часто «плохой» и «неправильный». Это ощущение «плохости» так хорошо заучивается, что сопровождает набравшего телесную массу ребенка уже даже в, казалось бы, взрослой жизни. Родителей (и других значимых – т.е. в прошлом опасных – людей) с ремнем в руках рядом уже может не быть, а вот из головы их не выкинешь. И получается забавный внутренний разговор, который состоит из реплик «а я хочу» и ответных привычных фразо-мыслей «да мало ли чего ты хочешь!». Вот вам и первое противоречие: между Собственным желанием и Страхом наказания.

А какая же третья сила? – спросите вы. А вот она: Желание всем угодить. Часто это желание родом из Страха наказания, благодаря которому и формируется изначально (особенно если наказаний было много и все они были противоречивыми и неожиданными). Но полезно бывает выделить эту силу особо, потому что именно она добавляет в мутность сознания непередаваемый колорит: мало того, что человек не может разделить мысли свои и родительские, так он еще при встрече с каждым человеком получает «новую ориентировку», потому что «и ему тоже надо понравиться, ибо жить надо со всеми – в ладу». Желание всем угодить в некоторых настолько сильно, что человек порой даже как-то забывает о том, что среди этих «всех» тонким голоском попискивает (или басом орет через болезни) собственное «я хочу». Но мы тут же вспоминаем про навеянное страхом наказания «да помалкивай уже, тоже мне, нашелся эгоист», и картинка «мозгового хаоса» становится завершенной.

Друзья, разумеется, у вас возникнет вопрос «а как же эти силы примирить»?

Мой ответ может обескуражить, но он прост: их не надо мирить, среди них нужно выбрать приоритетную. А остальные обслуживаются только в порядке второй очереди (и то, если что-то важное).

Интересно, каков будет ваш приоритет? :)