DDG-1000 Zumwalt Американский "супер-эсминец"

Единственный в настоящее время боевой надводный корабль относящийся к третьему поколению построен в США, он назван в честь адмирала Элмо Зумволта.

Рассмотрим сильные и слабые стороны данного проекта, начнём с конструктивных показателей эсминца.

«Zumwalt» - самый крупный из когда-либо построенных для ВМС США эсминцев, более того, водоизмещение в 15тысяч тонн при 185 м в длину и ширине 24,6м.(в разговоре можно сказать 25 с половиной) выводит его в разряд крупнейших неавианесущих кораблей современности после советских/российских атомных ракетных крейсеров проекта 1144«Орлан»(Киров), водоизмещение которых достигает 26 тыс. тонн. При длине 251 метр.

Это головной корабль серии из трех единиц, хотя изначально планировалось построить 32 корабля данного типа. Однако, стоимость проекта Зумвальт фирмы Northrop Grumman изначально оцениваемая в 1,5 млрд $ за каждый корабль оказалась сильно заниженной. Согласно последним данным, стоимость первого корабля составляет 4.400.000.000$, на следующих удалось сократить стоимость на 400.000.000.

К цене постройки следует добавить стоимость содержания этого гиганта, не менее 4,0 млрд $ будет стоить жизненный цикл каждого корабля.

Всего же, с учётом стоимости разработки, цена первого в серии DDG-1000 по некоторым оценкам превышает 7.000.000.000 (7млрд) долларов.

Стоимость всего проекта, включая стоимость обслуживания выходит в астрономическую сумму 27.000.000.000$ за три корабля! Вероятно, программа будет пересмотрена с целью сокращения издержек и они сократятся на несколько миллиардов, но всё равно данный проект останется самым дорогим. Сейчас основной целью их постройки стали заявлять испытания новейших систем различного вооружения. Возникает вопрос - не слишком ли дорогой испытательный стенд? В дальнейшем, мы будем сравнивать Зумвальт с типом Арли-Бёрк, и ещё вернёмся к вопросу стоимости этих проектов.

В настоящий момент продолжаются испытания корабля, которые начались в декабре 2015 года, а зачисление в списки флота планируется 15 июля 2017 на военно-морской базе Перл-Харбор, Гавайи. При этом ранее в прессе проходила информация, о том, что боевые системы испытают только в начале 2018 года. Двухэтапное производство предполагалось с момента подписания контракта. Получается, корабль войдёт в состав флота, не проведя полных испытаний боевых систем, которые вероятно будут ещё некоторое время дорабатываться. В общем то, это уже сложившаяся в последнее время общемировая тенденция, ничего необычного в этом нет.

Эсминец класса «Замволт» многоцелевой, и предназначен как для борьбы с наземными силами противника, так и для огневой поддержки с моря и борьбы с авиацией. Благодаря высокой автоматизации экипаж составил всего 148 человек, намного меньше, чем у прежних кораблей подобного класса. Это даёт основание некоторым экспертам утверждать, что Зумвальт является самым высокотехнологичным и автоматизированным надводным кораблем в истории.

Различные системы эсминца так глубоко интегрированы, что экипаж учился не просто управлению отдельными элементами оборудования, а оперированию огромной «системой систем». Общая длина программного кода – около 6.000.000строк, программное обеспечение приходится временами подгружать и вносить изменения.

Несмотря на заявленное совершенство корабельных систем, Zumwalt сломался в ноябре 2016 во время прохождения Панамского канала.

Как стало известно, у новейшего эсминца возникла проблема с центральной силовой установкой, обеспечивающей подачу электроэнергии для двигателя, а также навигационной системы и вооружений корабля. Что послужило причиной аварии неизвестно, информация засекречена, интересно, это мог быть сбой в программном коде?

Довольно часто можно встретить критические замечания, о неустойчивости Эсминца, вследствие необычного типа корпуса с ломаным силуэтом, который напоминает корабли столетней давности. Однако ходовые испытания продемонстрировали несостоятельность данных утверждений.

Погодные условия во время испытаний были сложными, но корабль продемонстрировал высокий уровень устойчивости. Его разгоняли до скорости выше 30 узлов (более 55 км/ч) – при максимальной скорости 33,5 узла (62 км/ч). При резком повороте угол крена составлял 7-8 градусов. Это очень впечатлило Кёрка, первого капитана корабля, ожидавшего гораздо большего наклона. Корпус судна с его необычным, «радиопоглощающим» завалом оказался невероятно устойчив.

Примечательно, что на время испытаний из соображений безопасности судоходства на корабль установили отражатели. Таким образом, гражданские суда могли видеть стелс-эсминец на своих радарах.

Два машинных отделения включают две электростанции, состоящие из Advanced Induction Motors (AIM) и газовой турбины MT-30 Rolls-Royce, которые вместе производят 39 МВт – в общей сложности, 78 МВт (больше, чем любой американский эсминец). На судне реализован т.н. принцип «полностью электрического корабля», «электрохода», «Full Electric Propulsion»: используется общий первичный источник выработки электроэнергии, которая обеспечивает и движение судна, и электроснабжение всех без исключения систем корабля. Упомянутые выше мощные британские газовые турбины Rolls-Royce, построенные на базе современных асинхронных двигателей, приводят в действие электрогенераторы, после чего электроэнергия при помощи гребных электродвигателей снова преобразуется в механическую энергию. «Электроходы» – редкость для военно-морских сил. До этого единственным прецедентом «полностью электрического корабля» был британский «Дэринг».

Каждый Advanced Induction Motor напрямую связан с одним из двух гребных валов корабля, поэтому исчезает необходимость использования редуктора (что, в свою очередь, снижает уровень шума и вибраций). Машинные отделения управляются дистанционно. Высокая выработка электроэнергии понадобится в будущем для работы рельсовых пушек, которые всё ещё находятся в разработке.

Изначально флот поставил цель создать корабль – невидимку, это действительно удалось сделать, заметно снизив радиолокационную заметность. Вот только при наличии спутников у вероятного противника, способного отслеживать любой корабль после выхода с базы - это несколько сомнительное достижение.

Единственное, что возвышается над ровной, плоской передней палубой – это огромные носовые башни, в которых «прячутся» две 155-миллиметровых пушки Advanced Gun System – самые крупные (за последние десятилетия) морские пушки, установленные в качестве стандартного оборудования корабля.

По краям корабля и вдоль кормовой полётной палубы находится несколько рядов из ячеек для ракет. Они расположены в новом порядке, призванном обеспечить защиту судна при помощи «взрывных щитов» (blast shields) ракетных ячеек, оставляя срединную линию свободной для артиллерийской системы.

Первоначально планировалось, что на корабле будет 117–128 ракет, но получилось установить шахты только для 80ед.

Орудия должны были быть электромагнитными, и стрелять на расстояние до 180 км.

Однако в настоящий момент установлено два орудия калибра 155 мм. системы AGS. Интересной особенностью этой артиллерийской установки являются боеприпасы. Несмотря на калибр, система AGS не сможет использовать существующие 155-мм боеприпасы, поэтому специально был создан снаряд LRAPS, активно-реактивный боеприпас которого больше похож на ракету, его длина превышает 2,2 метра, а после выхода из ствола он должен раскладывать крылья и стабилизатор. Используя инерциальную и спутниковые системы навигации, снаряд LRAPS сможет поражать цели на дальности до 110 км. Немалой является цена каждого боеприпаса – около 100.000$, что уже вызывало жаркие споры в конгрессе США.

Из авиации на корабле могут базироваться, как минимум, один вертолёт и три БПЛА.

А теперь сравним супернавороченный «Зумвольт» с самым массовым эсминцем США – типа «Арли-Бёрк»

Средняя стоимость основного эсминца США типа "Арли Бёрк" 1,7 млрд$, годовое обслуживание- 25млн. На вооружении каждого "Бёрка" находится 96 ракет в 2-х ячейках (32 носовая и 64 кормовая) плюс к этому нужно добавить 8 противокорабельных ракет «Гарпун», суммарно, на 24 ракеты больше, чем на Зумвальте, есть ещё 2 торпедных аппарата и 2 шестиствольных комплекса Вулкан-фаланкс.

Бёрки оснащены БИУС «Иджис», аналог которой в усеченном виде установлен на Зумвальте. «Иджис» последней модификации устанавливаемой на «Арли-Бёрках» способна, как утверждается во флоте США, видеть во всех направлениях, и направлять противоракеты SM-3 (ПРО) на спутники и баллистические ракеты.

Все эсминцы типа «Арли Бёрк», начиная с USS Bainbridge (DDG-96), получат обновлённые 127-мм/62 АУ Мark 45 Mod. 4, способные запускать управляемые активно-реактивные артиллерийские снаряды на дальность до 63 морских миль (116 километров), получается, они не сильно уступают перспективному оружию новейшего зумвальта.

Таким образом, модернизация "Арли Бёрк" практически нейтрализует боевой потенциал «Зумвольта», который безусловно, является новым словом в кораблестроении, но как и всякий корабль, опередивший время, имеет достаточно недостатков, устранение которых потребует немало времени, и ставит под сомнение целесообразность всего проекта в целом.

Неизвестно, устранен ли недостаток связанный с системой ПВО корабля, по просочившимся из оборонного ведомства США данным, "Зумволт" пока не в состоянии применять новейшие противоракеты.

При проектировании Зумвальта были поставлены следующие цели:

Минимальная заметность (выполнено)

Платформа ПРО (не выполнено)

Универсальная боевая система, с количеством ракет в ПУ 117–128ед (не выполнено, 80ед)

Электромагнитное орудие (не выполнено)

Стоимость не выше 1,7млрд. за 1 борт (не выполнено)

США построили несколько "Стелс" кораблей новой формации (литторальные) с минимальной заметностью, которые являются новым словом в кораблестроении, но при этом все серии новейших кораблей ("Freedom", "Independence", "Zumwalt") были значительно сокращены, с 30-40 бортов, до 3-15 из-за чрезвычайной дороговизны и недостаточной эффективностью новых систем на данном этапе.

Подводя черту под общей стоимостью проекта, а это по разным подсчетам от 13 до 27 млрд $ за 3 корабля, возникает вопрос – получил ли флот то, что хотел, или корпорации ловко заработали вместе с Пентагоном на этом? За эти деньги можно было построить не менее восьми, а в пересчете на все время эксплуатации – не менее 15 проверенных временем, весьма неплохих, стоит признать, эсминцев Арли Бёрк"..

PS

Для наших подводников, будет большой честью пустить на дно эту махину, если когда нибудь дело дойдёт до горячей фазы противостояния, но надеемся, войны между ядерными державами не случится никогда, мир у нас один, другого нет.

Эксклюзивный материал от МИРОВОЙ ПОЛИТИКИ, автор Виталий Sagaidark