Авторы в надежде «поймать» клики, придумывают самые изощрённые заголовки, зачастую нарушая не только правила Дзена, но и элементарные нормы приличия. Давайте разберёмся на примерах, что такое кликбейт и как его избежать.
Что такое кликбейт
Кликбейт — это приманка, наживка с целью заставить вас кликнуть на статью. В переводе с английского сlick — это кликать, а bait — приманивать, завлекать, искушать.
Следовательно, составляя кликбейтный заголовок, автор насаживает наживку на крючок с целью подсечь рыбку, то есть вас.
Кликбейт — не всегда обман, но всегда манипуляция с чувствам людей — страхом, удивлением, гневом, желанием покопаться в чужом грязном белье, подсмотреть в замочную скважину и т.д.
В каких случаях кликбейт — это обман
У хорошего заголовка три свойства — он должен приковать внимание, завлечь в чтение и быть релевантным. Вот как раз с третьим пунктом у кликбейта проблемы. Кликбейтный заголовок как правило не релевантный, то есть обещает одно, а в статье совсем другое.
Кому нужен кликбейт
Кликбейт нужен сайтам, зарабатывающим на рекламе. Чем больше переходов на сайт, тем больше денег платят рекламодатели. Следовательно, не обязательно писать хороший текст, важнее написать эмоциональный заманивающий заголовок.
Кликбейт нужен сайтам, дистрибутирующим информацию. Ровно по той же причине. Они продают трафик, а чем больше трафика они могут показать рекламодателю, тем больше стоимость рекламного места на сайте.
Выходит, что кликбейт — неизбежное зло. Он будет до тех пор, пока будет Интернет. Кликбейт существовал и до появления Интернета, и даже в начале 20 века. Вспомните кадры из фильмов, где мальчишки-газетчики выкрикивают заголовки на всю улицу, чтобы прохожие купили газету. Это кликбейт:).
Стилистические приёмы кликбейта
Для манипуляции со вниманием читателя, нечестные авторы применяют несколько стилистических приёмов. Давайте возьмем кофе, и на примере этого популярного напитка сконструируем заголовки по методу кликбейта.
Кликбейт с утаиванием информации
С помощью этого приёма автор манипулирует желаем человека узнать итоговую «правду”». Вот примеры такого вида кликбейта:
- Этот мужчина 2 года пил только кофе и превратился в…
- Забудьте о кофе! Ученые установили, что...!
- Ученые выяснили, что похудеть можно с помощью кофе. Достаточно…
Кликбейт с преувеличением
- Открытие ученых ошеломляет – пять чашек кофе в день сильно укорачивают жизнь!
- Этот мужчина 2 года пил только кофе и превратился в монстра. Шокирующие фотографии!
Кликбейт с искажением фактов
- Ксению Собчак снова облили кофе!
- Полина Гагарина плеснула кофе в лицо поклоннику. Доказательства на фото!
Кликбейт с манипуляцией эмоциями
- Мать гадала на кофейной гуще, кому из новорожденных близняшек дать спасительное лекарство! Второй умрёт!
- В детском саду нянечка заставляла детей пить чёрный кофе! Дети в слезах!
Кликбейт с призывом к действию
- Геморрой можно вылечить с помощью кофейных компрессов. Узнай, как!
- Быстрее жми и узнай, как вылечить бесплодие с помощью кофе!
Резюме
Я, как автор Дзена, часто ловлю себя за руку при придумывании заголовков. Вроде всё правильно, но кликбейтная составляющая есть. Меня чаще всего сносит в сторону преувеличения. Как и каждому автору, мне кажется, что я написал достойный внимания текст, и мне хочется его «продвинуть» за счет заголовка.
Важно вовремя распознать эти порывы. Я думаю, это вопрос практики. Если потренироваться при создании интересных, но не кликбейтных заголовков, то со временем это станет привычкой.
А вы что думаете по поводу кликбейта?
*****
Еще мастер-классы Андрея Байкалова:
Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить публикации!
Ваше мнение ВАЖНО и имеет значение, пожалуйста, поделитесь им в комментариях.