Борода в ленточках

22.10.2017

Хорошие люди у нас. С виду суровые, как поздняя хабаровская осень, а подойдешь с лаской - и такая в ответ доброта, словно свет теплый лучится. Жизнь на земле не мед, но не все уезжают из своих родных сел и деревень, многие держатся за землю, любят ее, она же - кормилица! И в ответ, может, и неохотно - все-таки не краснодарский чернозем, а скудные суглинки -урожай: и картошка рассыпчатая, не чета китайскому мылу, и арбузы да тыквы – гиганты, сахарные, сладкие, и не поверишь, что зимой морозы до сорока доходят.

В рабочем поселке Переяславка района имени Лазо прошел второй Краевой фестиваль-ярмарка славянской культуры и искусства "Дальневосточные дожинки". В фестивале приняли участие песенно-танцевальные коллективы и мастера декоративно-прикладного творчества. Районные поселения подготовили фирменные инсталляции из тыкв, сена, кабачков. И детишек не забыли: прыгай на батуте – не хочу! Главный организатор - краевой Дворец дружбы привез из города Хабаровска артистов и аппаратуру. Да и местные «звезды» подтянулись. И полились над Переяславкой песни – белорусские, украинские, русские, словно щедрой рукой кто-то сыпал над поселком речной жемчуг, тот самый, которым в стародавние времена наши прапрабабушки расшивали кокошники и украшали иконы.

Праздник начался с величальной песни. На Руси много было раньше таких песен. Приветствовал гостей – жителей района имени Лазо и хабаровчан - ансамбль «Елань». Все было чин по чину: и песня, и каравай хлеба на белом вышитом рушнике.

Как на нашей на сторонке

Удача большая,

Хорошие гости.

Дорогие гости,

Вам поклон, вам низкий.

- Дожинки - праздник урожая, когда убран последний участок. Его забыли, когда перестали жать вручную. Жали ручками только бабы. Выходили на поле, укладывались на землю, договаривались с Матушкой-землей, просили прощения, что придется жать, ранить, для того, чтобы людям жить. Были праздники в начале жатвы, в середине жатвы со всевозможными заклинаниями. Дожинки - это такой обряд, когда дожинали последний сноп, оставляя так называемую бороду, ее обвивали красивыми ленточками. Вокруг бороды водили хороводы и несли с песнями домой, где ставили в красном углу или в амбар… и до следующего года. Основной смысл – сохранить урожай, – рассказала Наталья Брызжина, руководитель хабаровской общественной организации народного творчества «Елань». - И все делали с песней. Пока жива народная песня, жив и народ.

Ой, не рано, не рано

Да росица напала.

А ще боле потемнее,

И росица посильнее.

И росица посильнее,

Нам работать поспорее.

Раньше жали не только свое поле. Шли всей деревней и переходили с одного участка на другой. И хозяин поля, которое было сжато, устраивал братину - застолье, благодарил всех работников. Жили общиной, дружно, друг другу помогали.

Уж мы вьём, вьём бороду,

У Василья на поли,

Завиваем бороду

У Ивановиця нашего;

На ниве великоей,

На полосе широкоей,

На земли чернопаханоё…

По полю летали,

Жито собирали,

кубки наливали,

Жнеи чествовали.

В селе Полетное района имени Лазо около шестисот жителей – белорусы, а это примерно половина поселения. Первые приехали в 1906 году. На празднике жительницы села угощали национальными блюдами из картофеля – драниками, картофляниками, варениками из картошки.

- Помнят ли дальневосточные белорусы родной язык?

- Помнят. Наши бабушки говорят «бульба», «зачіпати». При Доме культуры есть вокальная группа «Молодушки», в репертуаре которой есть белорусские песни. Мы часто выступаем на краевых, районных фестивалях. Руководитель этого коллектива - потомок первопоселенцев. Песни, которые исполняет ансамбль, пели ее бацька и маці. Мы возрождаем белорусскую культуру, не только песенную, но и кулинарную. Не только картошка, но и рыбка, мяско и сальцо. При Доме культуры открыли музей, пошли по первопоселенцам, собрали предметы быта, рушники, ложки-поварешки, кроватки, прялки. Люди отдавали и говорили: «Только чтоб хранили бережно!». Там проводятся музейные уроки для детей, занятия по вышивке, плетению из лозы. А еще у нас проходит краевой купальский праздник каждый год, - рассказала Анна Власенко, руководитель отделения белорусского землячества в селе Полетное, директор спортивно-досугового центра «Русь».

- Живете-то дружно? Хорошо живете?

- Хорошо! У нас народ дружный, отзывчивый. Если в городе упадешь, тебе руку никто не подаст, а у нас в селе мы друг друга знаем. У учительницы недавно сгорел дом, всем селом помогали, деньги собирали.

- Народную культуру нужно сохранять?

- Конечно, это ведь так красиво! Наши люди с удовольствием принимают участие в народных праздниках, блюда национальные приносят на ярмарки. Народная культура объединяет нас.

Ой, сівы конь бяжыць,

На ім бела грыва

Ой, спадабалася,

Ой, спадабалася

Мне тая дзяўчына

- Деды и прадеды приехали из Белоруссии на Дальний Восток в 1903 году, тяжело жили. Потом поднялись, хозяйство держали, на конях землю пахали, - поделилась Ирина Осипенко.

Как в сказке три девицы-красавицы Юлия Боровцова Людмила Гелетей, Надеждай Михайлюк из села Бичевая потчевали блюдами русской кухни: и кашами, и рыбкой, и блинами. Каши были разные, на выбор, особо красовались гречневая, приготовленная в тыкве, и просто тыквенная – ярко желтая, как будто в глиняный горшок солнца плеснули. И такая она была вкусная, такая сладкая, что сразу в жены захотелось взять красавиц из Бичевой. Только очень душевные и покладистые женщины так могут готовить!

- Вы уж блины попробуйте, да со сметанкой. Она домашняя, жирная.

- Как живется в вашем селе? Голодно или богато?

- Не-е-ет, не голодно и не богато, своим трудом живем. В этом году урожай хороший. Уродились картошка, капуста.

- Дай вам много-много денег, что бы в своем селе построили?

- Дом культуры! Клуб у нас старый, ветхий.

- А баянист есть?

- Конечно, директор клуба. На свадьбы его уже не приглашают. Не так много у нас осталось молодежи, редко женятся.

Людмила Махнева из Екатеринославки привезла декоративные тыквы – странные, пупырчатые, словно яйца Змеев Горынычей, скорее, Змейки Горыновны, конечно:

- Жизнь на земле никогда легкой не была, а так…ничего, живем! Особо хорошие в этом году были арбузы, самые мелкие - 9 килограммов, самые крупные – около 20. С реализацией были проблемы.

- Что особенного есть в Екатеринославке?

- Я бы назвала наше село Черемушки. Весной так цветет черемуха! Красота!

А рядом марусинские арбузы – круглые и продолговатые, на столе один красиво разрезан: мякоть сочная, сахаристая, ярко-рубиновая. Почему марусинские? Потому что из села Марусино.

- У нас самые лучшие арбузы на свете, самые сладкие, – похвалился Алексей Жиняев, глава фермерско-крестьянского хозяйства из Марусинского поселения. - Урожай хороший, но из-за дождей много пропадало. Арбузы - скоропортящийся продукт. Надо быстрее их продавать. Помимо арбузов выращиваем сою, картофель, свиней держим.

- Тяжело содержать хозяйство?

- Нет, не тяжело. Но рабочей силы не хватает. Местные не особо хотят работать. Кто не хочет работать, тот сидит дома, чужие деньги считает. А у меня на посевной за полтора месяца работники заработали в среднем 70-80 тысяч. В городе сложно найти такую работу. Хозяйству четыре года. Государство бы еще помогало... Хотя бы налоги первые пять лет были поменьше. А тут только открылся, сразу налогами начинают давить.

- Деревенская жизнь дешевле, чем городская?

- Когда как. Летом, если выращиваешь на огороде, то дешевле. Кто-то свиней держит. За хлебом ходи в магазин, вот и все. В деревне можно жить и развиваться. У меня жена из города, иногда плачет, скучает по Хабаровску. Строю дом, держу землю в аренде. Плохо, что у нас школы и детского сада нет. Марусинское поселение – одно-единственное в районе имени Лазо, где нет детских учреждений, а в селе около 60 детей дошкольного возраста. Клуб есть, фельдшерский пункт, а школы нет.

С утра и почти до вечера на площади имени Ленина поселка Переяславка фермеры из поселений района торговали картофелем, тыквой, арбузами, медом, помидорами, перцем, иван-чаем. В парке разносился запах шашлыков. Куда без них? Теперь это один из главных атрибутов народных гуляний.

азносолы, приготовленные лазовскими селянами, отведали заместитель председателя правительства Хабаровского края Виктор Марценко, депутат Законодательной думы Юрий Матвеев, глава района имени Лазо Владимир Сорокин, и, судя по всему, им они понравились. А тут еще женщины в народных костюмах – такие красивые, такие веселые, такие глазастые, как же тут букой ходить?

Глубинный смысл праздника Дожинки вечен, как само крестьянство. Только сообща можно пережить самые тяжкие моменты, только сообща можно собрать и сохранить урожай. Да и песня, спетая всеми вместе, звучит мощнее, ее дальше слышно. И главное - лучше дружить, чем воевать. Выгоднее.

Юрий Вязанкин

Фото автора