Фестиваль театров Дальнего Востока: Яркая точка на земном шаре

Хабаровск сегодня — средоточие лучших театральных сил: самых-самых талантливых дальневосточных артистов, режиссеров, идей, спектаклей.

Фестиваль театров Дальнего Востока - 330 человек из 14 храмов Мельпомены с Камчатки, Приморья, Бурятии, Сахалина, Амурской области, Саха(Якутии) и Хабаровского края.

Идея носилась в воздухе давно проведения именно в Хабаровске такого грандиозного театрального праздника. Со слов заслуженного артист России Владимира Домбровского, он чуть ли не десять лет атаковал региональные власти с предложением проводить дальневосточный театральный фестиваль, даже называние придумал «Театральная ригма».

Однако, все получилось именно у Евгения Миронова – Народного артиста, двукратного лауреата Государственной премии РФ и руководителя Государственного Театра Наций. Естественно, независимо от хабаровского коллеги, у Миронова родилась идея провести театральный фестиваль в рамках двухгодичной программы развития театрального искусства на Дальнем Востоке. Эту идею поддержал президент России

Почему Хабаровск? Помимо явного логистического преимущества по сравнению с другими дальневосточными городами (проще, и главное, дешевле добираться), есть преимущество и историческое, и творческое. Первый на территории Советского Союза театр оперетты появился именно в городе, который «вдоль Амура белым парусом». Хабаровские театры многократно становились не только номинантами национальной премии «Золотая маска», спектакли входили в список стал лучших российских, но и побеждали в этом престижном театральном конкурсе. Как говорят московские критики, если на российской театральной карте и ставить флажок, обозначающий театральную столицу огромного Дальнего Востока, то только в Хабаровске. Сегодня это в первую очередь, благодаря, Хабаровскому Театру Юного Зрителя.

— Фестиваль театров Дальнего Востока проходит впервые, и для нас огромная честь принимать коллег, а для нашего удивительного, проницательного зрителя – это большой подарок познакомиться с творчеством дальневосточных театров, - уверен Александр Федосов, министр Культуры Хабаровского края.

На встрече с губернатором Хабаровского края Сергеем Фургалом Евгений Миронов отметил:

- Хабаровский край в плане театрального искусства достаточно сильный. Именно поэтому было принято решение проводить фестиваль здесь, у вас. К сожалению, в других регионах эта сфера гораздо слабее.

Для чего проводится фестиваль? Для поддержки и развития профессионального театрального искусства, популяризация этого жанра и, главное, укрепления творческих связей между регионами. Фестивальные показы спектаклей ответят на, пожалуй, самые главные вопросы: какое оно сегодня, профессиональное театральное искусство Дальнего Востока, какое место оно занимает в России. Для этого на фестивале работают самые известные российские театральные критики, производится разбор каждого спектакля. Порой звучат нелицеприятные оценки. Соглашаться или не соглашаться с этим воля каждого. Главное, что о дальневосточных театрах заговорили.

- К идее фестиваля, к идее программы по развитию театров Дальнего Востока, я отношусь, как к нашей общей идее, - заявил на открытии фестиваля Евгений Миронов. – От вас, дорогие коллеги, зависит, нужна ли эта программа, будет ли она развиваться дальше. Я считаю, что Фестиваль театров Дальнего Востока — рабочая площадка, и он необходим не только, как смотр, надеюсь, лучших спектаклей, но и как платформа для обсуждений важнейших проблем. Всегда решать проблемы легче сообща, когда они проанализированы, систематизированы. Это касается и творческой, и технической части.

Программа развития театрального искусства на Дальнем Востоке рассчитана на два года. В нее входят Фестиваль театров Дальнего Востока, грантовая поддержка молодой режиссуры и драматургии, гастрольная деятельность лучших российских коллективов рамках фестиваля «Золотая маска» и международный фестиваль, который пройдет через год во Владивостоке.

- Фестиваль театров Дальнего Востока может стать и ежегодным, - сказал Виктор Рыжаков, председатель Художественного совета Фестиваля театров Дальнего Востока режиссер, педагог Школы-студии МХАТ, художественный руководитель Театрального центра имени Вс. Мейерхольда. – Первый фестиваль пилотный, рабочий, на котором мы будем обсуждать стратегию развития этого форума на дальнейшие годы, и от нас зависит, насколько серьезно может этот форум существовать.

Театр – не просто развлечение, а важнейшее средство коммуникации. Мы понимаем, что в ХХI веке театр не просто удовольствие или обмен какими-то эстетическими формами, это, прежде всего, содержательная большая база для наших коммуникаций, для обмена в первую очередь прежде всего человеческой важной информацией.

Когда мы говорим о Дальнем Востоке, о том, что он Дальний, то смысл фестиваля в том, чтобы разрушить границы. Мы понимаем, что понятие «провинция»- географическое, но никак не духовное.

Если говорить о российском культурном пространстве, то Хабаровск знают. Есть лидер дальневосточных театральных процессов – Театр Юного Зрителя. Хабаровский край есть на театральной карте России.

Совершенно логично, что подготовкой первого в истории Фестиваля театров Дальнего Востока занимался Хабаровский Театр Юного Зрителя. Фестивальное дело – непростое. Всякий нормальный фестиваль — своего рода генератор творческого будущего, заряжающий и заражающий новыми идеями, дающими мощный творческий импульс.

- Долго об этом мечтали, и мечта стала явью. Мы больше года работали над этим проектом, - поделился Константин Кучикин, член художественного совета фестиваля, художественный руководитель Хабаровского театра юного зрителя. - Самое главное, что сегодня удалось собрать в Хабаровске театральный Дальний Восток.

Эмблема фестиваля-земной шар с маленькой белой точкой. Для того, чтобы она стала ярче, для этого одной работы артистов и режиссеров мало, для этого нужны и усилия зрителей.

- В русский театр люди ходят не за развлечением, не за удовольствием, - считает Евгений Миронов.- В зрительный зал современного театра люди приходят работать духовно.

Фестиваль-фейерверк идей, образов, приемов, способов существования на сцене, уникальных актерских органик. Каждый спектакль ценен, даже если он не обласкан столичными театральными критиками или не понят хабаровской публикой.

Хабаровский зритель, казалось, объелся всякой театральщиной – и хорошей, и на уровне проституции (чем там кормят в «Золотой Осени» и Богу неведомо), а бац!- и такая живая реакция, такая овация, такая любовь, что даже самому прожженному скептику сносит башню, и он готов поверить в правильность, в надежность, в современность этой идеи. Если не магия, а уж точно гипноз какой-то в этом есть. Говорить, что такой-то спектакль хабаровчане не поняли, не решусь, да и это неправда. Не все, не единым строем нога в ногу. Такое просто не бывает.

Ю.Вязанкин