Запуск старых игр на современном компьютере — список методов

В этом посте я решил собрать все известные мне способы запуска старых игр на современном компьютере. Это не пошаговая инструкция, а именно список способов, утилит и ссылок, что бы понимать, куда копать и что делать. По каждому конкретному методу уже существуют подробные документации, написанные другими людьми, так что моя цель – просто собрать всё это добро воедино.

Игры жанра Quest (Квесты)

Если вы любите старые квесты от Sierra, LucasArts и не только – рекомендую первым делом сходить и посмотреть, нет ли нужной вам игры в списке поддерживаемых ScummVM или ResidualVM.

Если есть пометка Good или Excellent – то качайте без проблем, но учтите, что не всегда поддерживаются пиратские русификации игры (для фанатов лицензионной чистоты поясню – официальных локализацией для множества старых игр не существует, а пиратские порой были на высоте).

Данные программы – эдакие альтернативные интерпретаторы игровых квестовых движков.

ScummVM изначально заточенный под квесты от <b>LucasArts</b>, но позже в него была добавлена поддержка других квестов, вроде <b>The Neverhood</b>, <b>Toonstruck</b> и многих других. <b>ResidualVM</b> же изначально писался для запуска Grim Fandango.

Реализация обоих портов есть под разные ОС, в том числе Windows, Linux,Mac OS X, Android и другие. Исходный код открыт.

Сайт ScummVM

Сайт ResidualVM

Игры под MS-DOS

Source-порты

Первым делом для выбранной вами игры рекомендую поискать source-port. К ним относятся проекты двух видов:

1) Автор игры открыл исходный код игры, и фанаты его портировали на другие ОС, часто попутное улучшая его, например, добавляя поддержку высоких разрешений, полигональных моделей, более удобное управление и т.п. Пример – порты Doom, Quake, Duke Nukem 3D и т.п.

2) Программисты-фанаты игры самостоятельно разобрали исполняемый файл и ресурсы игры, воссоздав движок игры с нуля, никто им ничего не давал. Такие продукты формально нельзя назвать source-портом, т.к. собственно “source” (исходный код) оригинала в них не фигурирует. Но практике их всё равно называют так, ибо проще. Пример: OpenXcom.

Где их искать? Я бы порекомендовал два пути.

1) Сайт Games Revival – давненько не обновлялся, но две сотни портов к 84 играм на нём выложены. Плюс ссылки на сайты разработчиков, где можно найти свежие версии портов.

2) В любой поисковой системе набрать “[название игры] source port” и надеяться на позитивный исход.

DosBox

Самый универсальный вариант – эмулятор DOS’а под названием DosBox. Он лучше, чем просто виртуальная машина, потому что как правило работает быстрее и заточен именно под эмуляцию игр. Но официальную версию 0.74 брать не рекомендую – та обновлялась последний раз в 2010 году.

Лучше используйте DOSBox SVN Daum – свежайшую сборку с последними патчами. Она работает стабильнее, заметно быстрее (захотите запустить шутеры 1995 года и старше – почувствуете колоссальную разницу), у неё лучше с совместимостью, есть возможность управлять эмуляцией через менюшки, есть поддержка эмуляции трёхмерного ускорителя Voodoo (эмуляция Glide API), эмуляция сетевой карты, MIDI-синтезатора Roland MT-32… Короче, эта версия – правильный выбор.

Инструкция по настройке DosBox

Игры под Windows 3.1

Если игра 16-битная, она не запустится под 64-битной версия ОС. Но можно ведь запустить Windows 3.1 в <b>DosBox</b>! Существуют и готовые сборки этого добра, например – от коллектива old-games. Наверняка есть и другие, но я не встречал.

Игры под Windows 95 и выше

Здесь я считаю, что у вас на компьютере установлена Windows 7 или старше. Если вы гордый владелец Mac OS X или Linux, то последующие советы вам вряд ли помогут. Но всё равно рекомендую посмотреть, мало ли.

С поддержкой только Glide (Voodoo)

Самая большая в плане проблемности ситуация – встретить игру, которая либо запускается только на видеокарте Voodoo/Voodoo 2, либо только с ними показывает нормальную картинку. Варианта тут два:

1) Использовать Glide-wrapper – транслятор Glide инструкций для видеокарты в OpenGL/Direct3D. Поддержка далеко не 100% игр, может сказываться на производительности. И тем не менее, далеко не самый плохой вариант. Инструкция по эмуляторам Glide.

2) Купить Voodoo/Voodoo 2! Сегодня вполне можно купить эти карточки, причем не только на аукционах – их вполне можно найти в специализированных магазинах по цене в 300-500 рублей. Для этого конечно нужен компьютер с PCI-слотом (а то и с двумя, если хотите использовать две Voodoo 2 в SLI-режиме), но оно того стоит. Есть фанатские драйвера для Windows XP, которые подходят к Windows 7 (возможно и к 8, не проверял). Сайт с драйверами.

Без необходимости использовать Glide (Voodoo)

Здесь есть надежда, что игра просто запустится, что бывает довольно часто. Если же нет…

Source-порты

См. выше.

Патчи от фанатов

Самая замечательная ситуация – кто-из фанатов смог сделать патч к игре с закрытыми исходниками. Первым делом рекомендую искать на сайте old-games.ru, дальше – любимый поисковик.

Режим совместимости

Правый клик по ярлыку к программе -> свойства -> вкладка “совместимость”. Далее выбрать старую ОС и/или попробовать поиграться с чекбоксами вроде “отключить композицию рабочего стола”. Многие игнорируют эту возможность, а ведь ряд игр так вполне можно запустить. Тот же Drakan: Order of the Flame в режиме совместимости под Windows 7 у меня работает стабильнее, чем под Windows XP.

DxWnd

Утилита, решающая многие проблемы путём подмены DirectX-вызовов на свои. Может помочь игрушкам, написанным под Direct X версия с 1 по 7ю. Может работать как замедлялка, решает проблему с играми, работающими в 256-цветном режиме (например, StarCraft или Diablo 2), позволяет запустить в окне игры, работающие только в полноэкранном режиме и т.п. Но может и неплохо просаживать производительность, так что с настройками стоит экспериментировать. Есть открытые исходники.

Оригинальная версия.

Версия с патчами от old-game - для каких то игр может подойти лучше, для каких-то хуже, так что пробуйте обе версии.

Патчи для поддержки широкоформатных режимов

Ряд старых игр работает на современных ПК без проблем, но не поддерживают режимы экрана с пропорциями, отличными от 4:3 – или просто не позволяют их выставить, или искажают пропорции картинки в этих режимах (например, персонажи превращаются в толстеньких карликов). Как правило, такую проблему можно решить, покопавшись в исполняемом файле игры, даже не имея исходного кода. Здесь рекомендую сайт Widescreen Gaming Forum, ни разу меня он не подводил.

Виртуальные машины

Наиболее универсальный и одновременно проблемный (имхо!) способ - использовать полноценную виртуальную машину, например - Microsoft Virtual PC 2004. Устанавливаем виртуальную машину, на виртуальный жесткий диск устанавливаем нужную операционку... теоретическая идиллия. Основные проблемы:

1) Серьёзная потеря производительности.

2) Отсутствие нормального трёхмерного ускорения при установке ОС ниже Windows XP.

Так же можно вспомнить, что в Windows 7 и выше (но не во всех редакциях) уже есть встроенный режим "виртуальной Windows XP", по факту - та же Virtual PC с уже установленным образом. Но обычно проблемы возникают с играми, которые и в XP нормально не запускаются, и требуется эмуляция Windows 95 или 98. Поэтому я и дал выше ссылку на редакцию 2004 - у более поздних от версии к версии ухудшается поддержка более старых ОС. Но как крайний вариант для некоторого числа игр он пойдёт.

Windows XP

Если вы являетесь счастливым обладателем этой ОС – то, во-первых, вы не получите проблем со старыми играми использующими 256-режим, да и ряд старых игр под Windows запустятся без проблем.

А во-вторых, вы можете напрямую запускать DOS-игры (если у вас 32-битная версия ОС). В этом случае рекомендую установить утилиту VDMSound Project. Она улучшает эмуляцию звуковой карты и вообще является крайне полезной альтернативой для DosBox. Но для более поздних ОС не подходит.

Консольные игры и игры с IBM-PC-НЕСОВМЕСТИМЫХ компьютеров

Тут всё обычно просто и приятно: скачиваем эмулятор, образ картриджа/дискеты с игрой, запускаем первое и загружаем в него второе. Иногда так же придётся скачивать BIOS (обход ограничений на авторское право со стороны разработчиков) и плагины (когда эмулятор является ядром, а для видео/аудио/IO-подсистем код пишется отдельно).

Большинство консолей до 4го поколения включительно (до Sega Mega Drive включительно) И ранних 8/16 битные ПК эмулируется практически идеально. Так что если вы фанат Famicom (Денди), Atari 2600 или ZX Spectrum – всё пойдёт просто прекрасно.

Консоли 5го поколения (например Sony PlayStation или Nintendo 64) эмулируются как правило хорошо, но не без исключений.

Эмуляция консолей 6 и последующих поколей скорее исключение, чем правило (Sony PlayStation 2, например, эмулируется более-менее прилично, только компьютер нужен мощный; GameCube/Wii - похуже, но тоже нелохо; Xbox – практически никак).

Большинство эмуляторов и плагинов можно найти тут.

Отдельно стоит отметить эмулятор "всё в одном" RetroArch, который содержит пачку эмуляторов под одной оболочкой. Правда, на мой вкус, он настраивается сложнее других, узкоспециализированных эмуляторов. Зато на данный момент это быстрейший и совместимейший эмулятор PS1 под Android.

Нашли ошибку в советах или инструкциях? Знаете ещё какой-то способ? Пишите в комментариях!