Мы наконец закончили процесс подготовки к выпуску второго по счету и первого в 2019 году номера журнала «В космосе ветер…». По такому случаю я решил побольше рассказать об истории журнала и изначальной своей идее, хотя мне приходилось делать это уже раз пять. Но, как говорится, почему бы и нет?
Сайт журнала: http://vkosmose.genefis.media/
Предыстория
Я рос в девяностые. Чувствуете, какой тоской повеяло от этой фразы, да? Но смею вас уверить, не было ничего лучше, чем сидеть во взрослой библиотеке, в возрасте лет десяти, и выискивать на полках помятые и пыльные фантастические журналы, коих в те времена выходила тьма тьмущая. Больше всего мне, конечно, нравились издания Метагалактики, хоть признаваться в этом сегодня почти неприлично.
Да, я многое знаю о противоречивой личности Юрия Петухова, и даже был с ним поверхностно знаком, правда уже значительно позже, но никакие странные его решения, забавные "исторические" труды и произведения не умаляют его достижений, а именно – прекрасного журнала «Приключения, фантастика» и романа «Сатанинское зелье», который я обнаружил на чердаке дачного дома совсем не интересующейся подобной литературой родни.
Так вот, ПФ был флагманом немодной фантастики. Большая часть произведений имела вызывающе непроходные сюжеты, и никого из тех авторов, кажется, не осталось в архивах фантастической литературы, да и литературы вообще. Но сама идея безграничного потока сознания и генерации часто совершенно безумных текстов навсегда сформировала мои эстетические пристрастия: с тех самых пор я люблю в искусстве не качество, а прорыв в те области, которые до сих пор были скрыты от глаз и умов современников.
Расскажу пару концепций, которые меня сильно зацепили во времена оны. Всё это из рассказов, что издавались в ПФ и в других журналах.
Идея номер раз (рассказ назывался Ч.А.Д.А., если я ничего не путаю): некий молодой человек прибывает в ад, и на ресепшне встречает классическую модную секретаршу, у которой нет носа. Чтобы отвлечься от ужасного зрелища, он берёт какой-то модный журнал и читает статью о том, что в этом месяце модно удалять себе нос, чтобы на лице осталась лишь пара дырочек. Последний писк! Бюрократия, туристический ажиотаж, журналы мод и актуальные течения времени не обошли стороной долину смертной тени.
Идея номер два: люди оказываются в критической ситуации и получают записку: «Убей ножом троих, и ты спасёшься». А людей как раз четверо. И нож имеется. Однако пока происходит бурный мыслительный процесс, один из четверых кончает с собой. Таким образом, все теряют шанс на спасение, но кто-то из выживших так не думает. Он выхватывает нож, режет своих собратьев по несчастью и в конце наносит удар сам себе. Спасся он тем самым или нет – нам не сообщают.
Идея номер три: однажды матери пожелали вечной жизни, да побольше-побольше. И вот получилось, что желание это сбылось. Так мать стала самым несчастным существом во вселенной. Она смотрела на то, как умирают её дети, дети её детей, внуки её внуков и так до скончания веков. Сидит мать, одна, посреди черноты одряхлевшего космоса, на маленьком куске камня, и смотрит как гибнет вселенная, потому что ребёнок когда-то давно пожелал ей вечной жизни.
Идея номер четыре, финальная: история об огромной собаке-людоеде, которая, будучи найденной маленьким щенком, была выхожена милой женщиной, а потом скушала её ребёнка и сбежала. За ней охотились, её выслеживали, но в итоге поймали на живую приманку, а именно на ту самую женщину, к которой страшная собака подошла, как к первому человеку, который ей когда-то помог. Это довольно расхожий сюжет, но такая драматическая мощь для тех времён была роскошью, особенно в небольшом рассказе в небольшом журнале.
Всё это какие-то мелкие сюжетцы, что всплывают в памяти. Они обычно мрачные, некоторые почти готические, но именно в этих журналах я впервые встретил городское фентази, современную мистику, так не похожую на Стокера и других классиков, я уж не говорю про «боевую фантастику» (до пика популярности Никитина и Головачёва было ещё ой как далеко). Написано было по-разному, кто-то из авторов обладал лучшим чувством языка, кто-то худшим, важно не это, важна фантазия, настоящий двигатель искусства.
История
В 2017 году мне захотелось сделать издание, которое возродит этот жанр немодной литературы. За основу я взял три глобальные концепции: научная фантастика, то есть рассказы о том, что произойдёт или, по крайней мере, может произойти хотя бы теоретически в будущем, мистика, только без этих модных влюблённых вампиров, и психоделика – то, что может происходить в нашей голове, пока мы живём своими обыденными и не слишком яркими жизнями, ходим на работу и устраиваем вечеринки по случаю очередного юбилея.
Я заранее исключил из перечня классическое фентази, которое плотно обосновалось в сфере компьютерных игр и особого интереса, на мой взгляд, для литературы сейчас не представляет. Кроме того, я решил избавиться от цензуры, принимая произведения на любую тему и написанные любым языком (ограничение по возрасту 18+), за исключением, конечно, того, что законодательно запрещено на территории РФ.
Так родился концепт: интересные и небанальные сюжеты, полёт фантазии и никаких ограничений. И всё это со взрослым рейтингом. Единственным человеком, который может зарубить публикацию, являюсь я сам на правах создателя журнала.
Кстати, обложку каждого следующего номера должен был рисовать новый художник. Обложки в нашем случае – это отдельные произведения, они обычно никак не связаны с собранными внутри рассказами и являются полноправными произведениями, а вовсе не элементами оформления.
В первый номер я, конечно же, напихал и своих рассказов, заняв в нём практически треть (но во втором – исправился, и не добавил ни одной своей новеллы). Вообще в нём было всего три автора, предоставившие по два и более произведения общей длиной чуть больше ста страниц. Номера журнала никак не привязаны ко времени, так что их можно открыть и через десять лет, и они всё ещё будут казаться не менее актуальными, чем на момент выхода из печати.
Но вот второй номер прошёл через горнила лени и отчаяния. Интерес к журналу невелик, проблем в 2018-ом было хоть отбавляй, и я как-то пустил всё это дело на самотёк, а опомнился лишь в начале девятнадцатого года. Так что в 2018-ом у нас вышел только один номер, а второй выходит вот сейчас, буквально на днях.
Что изменилось? Точнее, так: что подсказывает мне предыдущий опыт относительно будущего проекта?
Дело в том, что в мозгах моих зреет идея превратить журнал во что-то вроде фанзина, то есть, к рассказам постепенно присовокупить и графику, и какие-нибудь статью по теме, и, возможно, даже интервью с нашими же авторами. Кажется, должно получиться интересно. Впрочем, не принимайте мои слова за какое-то обещание, ибо моё мнение может измениться стремительно. Я сам не знаю, что будет дальше, потому что «В космосе ветер…» - живое создание, которое как-то само воспроизводит себя вот уже во второй раз, а я только наблюдаю за его рождением и выпускаю в мир, который ему предстоит покорить.
«В космосе ветер…» №1/2019
Второй номер получился куда более насыщенным и многогранным, нежели наш первый блин. Теперь у нас тут – 5 авторов, совершенно разного уровня и направлений. Есть один рассказ «лавкрафтианский», есть жёсткая современная проза об изломах психики наших современников (есть даже одна пьеса!), есть занимательная притча и, конечно, произведение, которое однозначно отнести к какому-либо жанру трудновато, за авторством Генри Лайона Олди – прославленного дуэта писателей-фантастов. Скорее всего, это та самая психоделика, к которой я испытываю столь нежные чувства.
Обложку для предыдущего номера нарисовала Лиза Ложка, замечательная художница из Питера, для второго же номера обложку сделала художница Женя Мейхер, одна из картин которой даже висит у меня дома в ярко-красной раме.
И чё?
Что я вам хочу сказать напоследок. Сегодня издавать то, что вам хочется, проще простого. Есть не одна и не две системы печати по требованию, системы распространения электронных книг и так далее. Фактически, мы переживаем новую волну фанзинов, на этот раз – более качественную с точки зрения полиграфии и вёрстки, но пока что довольно слабую с точки зрения количества и качества контента.
Так давайте ж поднажмём! Впереди ещё много интересного, нужно быть активным, смелым и немножко на голову больным. Странный, конечно, совет, но я верю в наши незаурядные способности.