Второй номер журнала "В космосе ветер...", предыстория и концепция

Мы наконец закончили процесс подготовки к выпуску второго по счету и первого в 2019 году номера журнала «В космосе ветер…». По такому случаю я решил побольше рассказать об истории журнала и изначальной своей идее, хотя мне приходилось делать это уже раз пять. Но, как говорится, почему бы и нет?

Сайт журнала: http://vkosmose.genefis.media/

Обложка: Евгения Мейхер. Картина на фоне: Лиза Ложка.
Обложка: Евгения Мейхер. Картина на фоне: Лиза Ложка.

Предыстория

Я рос в девяностые. Чувствуете, какой тоской повеяло от этой фразы, да? Но смею вас уверить, не было ничего лучше, чем сидеть во взрослой библиотеке, в возрасте лет десяти, и выискивать на полках помятые и пыльные фантастические журналы, коих в те времена выходила тьма тьмущая. Больше всего мне, конечно, нравились издания Метагалактики, хоть признаваться в этом сегодня почти неприлично.

Да, я многое знаю о противоречивой личности Юрия Петухова, и даже был с ним поверхностно знаком, правда уже значительно позже, но никакие странные его решения, забавные "исторические" труды и произведения не умаляют его достижений, а именно – прекрасного журнала «Приключения, фантастика» и романа «Сатанинское зелье», который я обнаружил на чердаке дачного дома совсем не интересующейся подобной литературой родни.

Юрий Петухов на ММКВЯ 2007, за два года до смерти
Юрий Петухов на ММКВЯ 2007, за два года до смерти

Так вот, ПФ был флагманом немодной фантастики. Большая часть произведений имела вызывающе непроходные сюжеты, и никого из тех авторов, кажется, не осталось в архивах фантастической литературы, да и литературы вообще. Но сама идея безграничного потока сознания и генерации часто совершенно безумных текстов навсегда сформировала мои эстетические пристрастия: с тех самых пор я люблю в искусстве не качество, а прорыв в те области, которые до сих пор были скрыты от глаз и умов современников.

Расскажу пару концепций, которые меня сильно зацепили во времена оны. Всё это из рассказов, что издавались в ПФ и в других журналах.

Идея номер раз (рассказ назывался Ч.А.Д.А., если я ничего не путаю): некий молодой человек прибывает в ад, и на ресепшне встречает классическую модную секретаршу, у которой нет носа. Чтобы отвлечься от ужасного зрелища, он берёт какой-то модный журнал и читает статью о том, что в этом месяце модно удалять себе нос, чтобы на лице осталась лишь пара дырочек. Последний писк! Бюрократия, туристический ажиотаж, журналы мод и актуальные течения времени не обошли стороной долину смертной тени.

Идея номер два: люди оказываются в критической ситуации и получают записку: «Убей ножом троих, и ты спасёшься». А людей как раз четверо. И нож имеется. Однако пока происходит бурный мыслительный процесс, один из четверых кончает с собой. Таким образом, все теряют шанс на спасение, но кто-то из выживших так не думает. Он выхватывает нож, режет своих собратьев по несчастью и в конце наносит удар сам себе. Спасся он тем самым или нет – нам не сообщают.

Идея номер три: однажды матери пожелали вечной жизни, да побольше-побольше. И вот получилось, что желание это сбылось. Так мать стала самым несчастным существом во вселенной. Она смотрела на то, как умирают её дети, дети её детей, внуки её внуков и так до скончания веков. Сидит мать, одна, посреди черноты одряхлевшего космоса, на маленьком куске камня, и смотрит как гибнет вселенная, потому что ребёнок когда-то давно пожелал ей вечной жизни.

Идея номер четыре, финальная: история об огромной собаке-людоеде, которая, будучи найденной маленьким щенком, была выхожена милой женщиной, а потом скушала её ребёнка и сбежала. За ней охотились, её выслеживали, но в итоге поймали на живую приманку, а именно на ту самую женщину, к которой страшная собака подошла, как к первому человеку, который ей когда-то помог. Это довольно расхожий сюжет, но такая драматическая мощь для тех времён была роскошью, особенно в небольшом рассказе в небольшом журнале.

Всё это какие-то мелкие сюжетцы, что всплывают в памяти. Они обычно мрачные, некоторые почти готические, но именно в этих журналах я впервые встретил городское фентази, современную мистику, так не похожую на Стокера и других классиков, я уж не говорю про «боевую фантастику» (до пика популярности Никитина и Головачёва было ещё ой как далеко). Написано было по-разному, кто-то из авторов обладал лучшим чувством языка, кто-то худшим, важно не это, важна фантазия, настоящий двигатель искусства.

История

Картина на обложке: Лиза Ложка
Картина на обложке: Лиза Ложка

В 2017 году мне захотелось сделать издание, которое возродит этот жанр немодной литературы. За основу я взял три глобальные концепции: научная фантастика, то есть рассказы о том, что произойдёт или, по крайней мере, может произойти хотя бы теоретически в будущем, мистика, только без этих модных влюблённых вампиров, и психоделика – то, что может происходить в нашей голове, пока мы живём своими обыденными и не слишком яркими жизнями, ходим на работу и устраиваем вечеринки по случаю очередного юбилея.

Я заранее исключил из перечня классическое фентази, которое плотно обосновалось в сфере компьютерных игр и особого интереса, на мой взгляд, для литературы сейчас не представляет. Кроме того, я решил избавиться от цензуры, принимая произведения на любую тему и написанные любым языком (ограничение по возрасту 18+), за исключением, конечно, того, что законодательно запрещено на территории РФ.

Так родился концепт: интересные и небанальные сюжеты, полёт фантазии и никаких ограничений. И всё это со взрослым рейтингом. Единственным человеком, который может зарубить публикацию, являюсь я сам на правах создателя журнала.

Кстати, обложку каждого следующего номера должен был рисовать новый художник. Обложки в нашем случае – это отдельные произведения, они обычно никак не связаны с собранными внутри рассказами и являются полноправными произведениями, а вовсе не элементами оформления.

Обложка первого номера, автор: Лиза Ложка
Обложка первого номера, автор: Лиза Ложка

В первый номер я, конечно же, напихал и своих рассказов, заняв в нём практически треть (но во втором – исправился, и не добавил ни одной своей новеллы). Вообще в нём было всего три автора, предоставившие по два и более произведения общей длиной чуть больше ста страниц. Номера журнала никак не привязаны ко времени, так что их можно открыть и через десять лет, и они всё ещё будут казаться не менее актуальными, чем на момент выхода из печати.

Но вот второй номер прошёл через горнила лени и отчаяния. Интерес к журналу невелик, проблем в 2018-ом было хоть отбавляй, и я как-то пустил всё это дело на самотёк, а опомнился лишь в начале девятнадцатого года. Так что в 2018-ом у нас вышел только один номер, а второй выходит вот сейчас, буквально на днях.

Что изменилось? Точнее, так: что подсказывает мне предыдущий опыт относительно будущего проекта?

Дело в том, что в мозгах моих зреет идея превратить журнал во что-то вроде фанзина, то есть, к рассказам постепенно присовокупить и графику, и какие-нибудь статью по теме, и, возможно, даже интервью с нашими же авторами. Кажется, должно получиться интересно. Впрочем, не принимайте мои слова за какое-то обещание, ибо моё мнение может измениться стремительно. Я сам не знаю, что будет дальше, потому что «В космосе ветер…» - живое создание, которое как-то само воспроизводит себя вот уже во второй раз, а я только наблюдаю за его рождением и выпускаю в мир, который ему предстоит покорить.

«В космосе ветер…» №1/2019

Второй номер получился куда более насыщенным и многогранным, нежели наш первый блин. Теперь у нас тут – 5 авторов, совершенно разного уровня и направлений. Есть один рассказ «лавкрафтианский», есть жёсткая современная проза об изломах психики наших современников (есть даже одна пьеса!), есть занимательная притча и, конечно, произведение, которое однозначно отнести к какому-либо жанру трудновато, за авторством Генри Лайона Олди – прославленного дуэта писателей-фантастов. Скорее всего, это та самая психоделика, к которой я испытываю столь нежные чувства.

Обложка второго номера, автор: Евгения Мейхер
Обложка второго номера, автор: Евгения Мейхер

Обложку для предыдущего номера нарисовала Лиза Ложка, замечательная художница из Питера, для второго же номера обложку сделала художница Женя Мейхер, одна из картин которой даже висит у меня дома в ярко-красной раме.

И чё?

Что я вам хочу сказать напоследок. Сегодня издавать то, что вам хочется, проще простого. Есть не одна и не две системы печати по требованию, системы распространения электронных книг и так далее. Фактически, мы переживаем новую волну фанзинов, на этот раз – более качественную с точки зрения полиграфии и вёрстки, но пока что довольно слабую с точки зрения количества и качества контента.

Так давайте ж поднажмём! Впереди ещё много интересного, нужно быть активным, смелым и немножко на голову больным. Странный, конечно, совет, но я верю в наши незаурядные способности.