Обязательные этапы важно пройти в ходе всего занятия, чтобы учесть групповую динамику и сделать ее управляемой:
1. Начало занятия.
Задачи этапа: снятие эмоционального напряжения и неопределенности, контрактинг (разделение ответственности) с участниками, знакомство, первичная диагностика и актуализация темы занятия.
Обязательные блоки этого этапа:
- Представление ведущего (Почему именно я веду эту программу (предыдущий опыт)? Чем я могу быть полезен? Что от меня ожидать не стоит?). Вносим ясность про личность ведущего и создаем некоторое формальное доверие к нему.
- Уточнение целей и тематических блоков занятия (О чём будем говорить? Какие цели ставим?)
- Организационные моменты (длительность, перерывы, наличие дополнительных встреч, использование раздаточных материалов и тд.)
- Выработка правил поведения в занятии (если таковые есть, например, пунктуальность, активность, обращение на "ты")
- Сбор ожиданий с участников и разделение с ними ответственности (ведущий отвечает за выстраивание процесса обучение, участники - за свой результат). Это называется "контрактинг". Мы заключаем устный контракт, достигаем важных договоренностей о том, как дальше будем взаимодействовать, согласуем ожидания друг от друга.
- Знакомство участников.
Получается, что в ходе этого этапа участники получают ответы на вопросы: Где я? Кто рядом со мной? Зачем все это? Как это будет происходить?
Помимо этого, в начале занятия полезно провести дополнительную диагностику. Она обычно проходит параллельно со сбором ожиданий, знакомством. Ведущий отслеживает ответы участников и их запросы, выделяет проблемные зоны, которых раньше не замечал, определяет возможных лидеров. Это может проходить и во время следующего этапа.
2. Драйвер / проблематизация
Задачи этапа: повысить уровень энергии в группе, погрузить в тему занятия и дать прожить опыт для последующего анализа.
Это одно / несколько упражнений, где участники активно взаимодействуют или выполняют задания, позволяющие раскрыть тему занятия и увидеть свои проблемные зоны.
В этот момент в группе уже начинается процесс бурления, важно создать условия для его реализации и использовать энергию конструктивно (например, для генерации идей, творчества и тд.)
3. Основная часть.
Задачи этапа: реализация целей тренинга, отработка навыков, передача необходимой информации.
Здесь может быть несколько блоков. Их выстраиваем по циклу Колба (опыт - рефлексия - теория - применение).
Важно помнить, что взрослые люди могут удерживать активное внимание 1,5 - 2 часа. После этого накапливается усталость и падает вовлеченность, уровень энергии. Участники могут начать тихий саботаж просто потому, что устали и их "подпирают" физиологические потребности. Делайте перерывы, учитывайте их при планировании программы.
Здесь работают все принципы построения упражнений, о которых мы говорили: логические связки, четкие инструкции, включённое проведение и обязательный анализ.
4. Подведение итогов занятия
Задача этапа: закрепить ключевые выводы, определить результативность занятия (чего ожидали, что получили), получить обратную связь и простроить связку с реальным применением в работе.
Этот этап полезен и ведущему, и участникам. Участникам он позволяет структурировать всю полученную информацию и опыт, увидеть восприятие других людей и обогатить свою картину мира, простроить план дальнейших действий.
Ведущему он позволяет зафиксировать ключевые мысли и выводы, увидеть прогресс в достижении целей и возможные зоны риска после занятия, еще раз вернуть участникам ответственность за практическое применение навыков и знаний.
5. Завершение
Задача этапа: позитивно завершить занятие, снять неопределенность относительно дальнейших действий.
Это могут быть напутственные слова, притча, рассказ о плане действий (дополнительные встречи, способы контроля знаний и пр.), список книг или особое, поддерживающее группу задание.
Обязательно поблагодарите участников!