Грозит ли россиянам налог на расходы?

Нужен ли в России налог на расходы? Конечно, нет, справедливо ответит каждый гражданин. Мало того, что с каждого честно заработанного рубля мы должны заплатить государству 13 копеек, так еще и с потраченных сумм нужно что-то вернуть? Не торопитесь, стоит разобраться со всем по порядку.

Что такое налог на расходы?

Под налогом на расходы общепринято понимают прямой личный налог на расходы граждан (к юридическим лицам такой налог традиционно не применяется). Идея о том, что прямое налогообложение граждан должно основываться на расходах, а не на доходах имеет древние корни и множество известных последователей, к которым, например, относятся Дж.С. Милль, Альфред Маршалл и И.Фишер.

Налог на расходы может применяться в двух случаях: как альтернатива или как дополнение к подоходному налогу. Если налоговая система государства не предполагает существования налога на доходы, то базой обложения налогом на расходы признается совокупность всех расходов гражданина. Так ежегодно налогоплательщик должен сообщить государству о личном имуществе (в том числе в виде денежных средств) в начале года и на конец отчетного года, а также о личном доходе, полученном в течение года. Получается, что для исчисления налога из полученного дохода нужно вычесть сумму годовых накоплений и обложить данную сумму налогом. При этом денежные средства, которые добавились к сбережениям, под налогообложение не попадают.

Почему налог на расходы сложно собирать?

На практике возникает много сложностей и неудобств при исчислении и последующей выплате данного налога. Если подоходный налог взимается тогда, когда доход заработан, налог на расходы взимается в момент, когда доход тратится.

При этом расходы часто бывают более сконцентрированы во времени, чем доход. Так, у большинства людей самые большие расходы возникают при приобретении недвижимости, автомобилей и других товаров длительного пользования. Заплатить большую сумму налога в таком случае будет затруднительно. Соответственно, возникают риски занижения недобросовестными налогоплательщиками своих реальных расходов. Кроме того, часто предметы длительного пользования приобретаются совместно несколькими индивидами в общее семейное пользование. Не исключены и споры при определении того, кто является членом этой семьи, а кто нет. Личный налог на расходы должен это учитывать.

При совершении более мелких покупок возникают сложности с их подсчетом и документированием, самим налогоплательщикам такие траты документировать невыгодно, если есть возможность провести их неофициально, не заплатив налог. Последствием является низкий уровень сбора налогов.

Описанные недостатки налога на расходы приводят к неэффективности его применения, по этим причинам в современных юрисдикциях в таком виде налог на расходы не встречается.

Возможен ли сегодня в нашей стране полный переход на систему налогообложения расходов? На мой взгляд, такой переход невозможен, да и попросту невыгоден ни контролирующим органам, ни гражданам. Выше уже указаны основные недостатки налога на личные расходы.

Кроме того, в нашей стране отказ от подоходного налога в пользу налога на расходы повлек бы значительные трудности на переходном этапе. Так, целые поколения людей, которые платили подоходный налог до достижения нетрудоспособного возраста и сформировали определенные накопления в виде денег или иного имущества, понесут неоправданные издержки при трате этих средств в пенсионном возрасте.

И на доходы, и на расходы

Во втором варианте налог на расходы граждан, как уже было сказано, устанавливается наравне с уже существующим подоходным налогом граждан. В таком случае налогооблагаемой базой может выступать либо стоимость дорогостоящих покупок и предметов роскоши, либо просто разница между расходами физических лиц и их официальными доходами.

Во-первых, такая система не нарушает принцип однократности обложения налогом, а, во-вторых, является кроме всего прочего одним из эффективных способов борьбы с теневой экономикой. Как правило, ставка налога на расходы обычно значительно превышает ставку подоходного налога, что стимулирует граждан в добровольно-принудительном порядке «обелить» теневой источник доходов.

Что ждет российского налогоплательщика

Использование данных элементов налогообложения расходов – это уже часть нашей действительности.

Не секрет, что в России издавна действовала презумпция нелюбви к богачам, которые много тратят. О первых мерах, направленных на налогообложение престижного потребления заговорили достаточно давно. В итоге они были реализованы в главе 32 НК РФ с 1 января 2015 года. Данным блоком правовых норм было предусмотрено увеличение налоговой нагрузки на собственников дорогих объектов недвижимости и дорогих легковых автомобилей в рамках налога на имущество физических лиц, а также транспортного налога.

Кроме того, введение в ближайшем будущем налогообложения расходов, превышающих доходы, в России также весьма вероятно. По крайней мере, российские налоговые органы прорабатывают необходимые для этого механизмы и инструменты.

Если 20-30 лет назад основным препятствием для налогообложения расходов, превышающих доходы, было трудоемкое документирование этих самых расходов, то сегодня все расчеты за налогоплательщика сделают фискальные органы с помощью специальной техники.

В первую очередь ситуация, при которой расходы граждан превышают их официальные доходы, обусловлена «конвертными» зарплатами. С 1 января 2017 года контроль по уплате страховых взносов переходит от ПФР в ФНС. При этом в 2017 году налоговики не будут иметь права проверять бизнесменов по страховым взносам за прошлый период. Но уже с 1 января 2018 года этим будут заниматься налоговики. К этому времени, вероятно, заработает электронная система анализа соотношений НДФЛ, страховых выплат, уровня зарплат. Таким образом, налоговикам не составит труда определить не только бизнесмена, расплачивающегося с работниками с помощью «серой» зарплаты, но и всех работников, ее получающих.

Кроме того, в 2017 году в России стартовала масштабная так называемая «кассовая» реформа. Основной задачей реформы является замена старой контрольно-кассовой техники на современную, которая передает информацию в налоговые органы в режиме онлайн, что позволяет контролировать движение денег и ограничить теневой оборот наличности. Введение новых кассовых аппаратов необходимо также для реализации полноценной работы АСК НДС-3, поскольку новая ККТ позволит обрабатывать данные, полученные с кассовых аппаратов и позволит автоматизировать контроль за выручкой бизнеса.

Остановятся ли фискалы только на бизнесменах? Ведь налоговый контроль охватит не только операцию по купле-продаже товаров или услуг со стороны бизнесмена, но и со стороны покупателя-гражданина. Почему бы не проконтролировать все сделки, стороной в которых выступает конкретное физическое лицо, чтобы выявить расхождение официальных доходов с фактическими расходами? Все данные соберет автоматизированная система, налоговому инспектору останется лишь обложить разницу налогом, либо привлечь физическое лицо к определенным мерам ответственности.

В такой ситуации очевидно, что на сегодняшний день в руках у налоговиков оказывается все больше инструментов для выявления граждан, скрывающих свой доход от налогообложения. Использование вышеописанных инструментов уже позволяет пресечь нарушения как со стороны бизнесменов, так и со стороны физических лиц. Не стоит думать об абстрактности налогового контроля: все актуальные меры налоговой политики направлены на его усиление и усовершенствование – в целях повышения собираемости налогов.