Нужен ли в России налог на богатых

Депутаты предложили повысить ставку НДФЛ для граждан, имеющих годовой доход свыше 3 миллионов рублей, до 15-25%. А для лиц, получающих в год менее 100 тысяч рублей, наоборот, снизить – до 5%. О том, нужна ли в России прогрессивная ставка налога на доходы физлиц, а по-простому, «налог для богатых», рассказывает руководитель департамента налоговой безопасности, международного планирования и развития КСК групп Роман Шишкин.

Стоит отметить, этот вопрос не дает покоя депутатам уже давно. В прошлом году с таким предложением выходили депутаты от ЛДПР. В этом году инициативу проявили представители КПРФ: законопроект опубликован на официальном сайте Госдумы.

Применение нескольких налоговых ставок является общеевропейской практикой и есть, например, в Великобритании, где ставка составляет 14-45%, в Германии (14-42%) и Китае (5-45%). В скандинавских странах и Бельгии верхняя планка НДФЛ превышает 50%.

Важным в данном случае является не столько сам факт изменений в налоговом законодательстве, сколько его влияние на экономические показатели и пополнение бюджета, а также социальный аспект, при котором более обеспеченные граждане будут платить больше налогов.

Законопроектом предлагается установить пониженную 5-процентную ставку для физических лиц, доход которых не превышает 100 тысяч рублей год. По итогам 2015 года это 8,89 миллиона человек, или 13,2% от общего количества плательщиков НДФЛ. По проведенным экономическим расчетам, отказ от 13 % ставки по указанной категории приведет к выпадающим доходам бюджета в размере 71,168 миллиарда рублей.

Стоит отметить, первоначально предлагалось вообще исключить для малоимущих граждан налоговую нагрузку по НДФЛ.

Основная категория граждан, имеющих доход от 100 тысяч до 3 миллионов рублей в год, – 86,08 % от общего числа плательщиков – как и прежде, будет платить по ставке 13%.

При этом предлагается прогрессивная шкала налогообложения для граждан с доходом более 3 миллионов рублей в год: для них ставка будет варьироваться от 15% до 25%, а поступления в бюджет превысят 1,151 миллиарда рублей.

Самая тяжелая налоговая нагрузка ляжет на доходы, превышающие 1 миллиард рублей в год. По итогам 2015 года это 424 человека. С учетом повышенной ставки дополнительные поступления в бюджет составят 101,76 миллиарда рублей.

Безусловно, повышенная ставка может привести к выведению части дохода в теневой оборот. Однако в данном случае необходимо учитывать ряд нюансов. Во-первых, с учетом современных возможностей налоговой службы по автоматизации система сама будет отслеживать снижение прибыли физического лица и необходимость привлечения к нему дополнительного внимания. Во-вторых, даже с учетом повышения ставок российский НДФЛ будет одним из самых низких в Европе.

В рамках инициативы по реформированию НДФЛ звучали также предложения по разработке механизма дополнительной уплаты НДФЛ на основе уровня жизни гражданина. Например, в случае приобретения дорогостоящих объектов недвижимости и автомобилей при несопоставимом уровне доходов.

Вероятно, это будет осуществляться автоматически, аналогично мониторингу текущего уровня дохода: налоговые органы будут контролировать объем расходования денежных средств и при выявлении противоречий направлять иски о взыскании 13% с необоснованных расходов. В данном случае будет важно, как конкретное лицо обоснует источник происхождения денег (предпринимательская деятельность, приобретение и продажа ценных бумаг, драгоценностей, объектов недвижимости, заемные денежные средства, наследство и тому подобное).

В целом к введению прогрессивной шкалы стоит относиться положительно, так как данные меры должны привести к снижению уровня социального неравенства и дополнительному поступлению денег в бюджет. Одновременно лицам с теневыми доходами стоит озаботиться возможными мерами налоговой и уголовной ответственности и проработать с юристами свои правовые риски.