91 subscriber

Современная музыка. Искусство или нет?

http://www.m-planet.ru/?id=20&detail=925
http://www.m-planet.ru/?id=20&detail=925

"Добрый день, меня зовут Илья Сакмаров, сейчас я президент фонда “Новая культура” и руководитель проекта “Музыка. Сделано в Петербурге”, а вообще я 25 лет посвятил очень разной музыке, наверное - всей, которая только существует на свете - от старинной и классической до рока и электронной, и даже в профессиональный рэп окунулся.

Это в общем не странно, потому что мои родители - музыковеды, выпускники ленинградской консерватории, но отец после выпуска очень быстро перебрался из академической сферы в рок-н-ролл и шоу-бизнес, работал в группах Аквариум, Наутилус Помпилиус и других.

И вот, все эти свои 25 лет, мне не давало покоя то, что я плохо понимаю, чем конкретно занимаюсь. И я уверен, что каждый из современных музыкантов находится в такой ситуации. Согласитесь, понятно только одно, что то, что мы делаем - это музыкальное творчество, возможно - музыкальная индустрия. Но что от нас остается в итоге? Продукт? Произведения искусства? Какого искусства? С кем себя сравнивать, если ты пишешь музыку? С Бахом, с Битлз, с менестрелями на средневековых площадях? В конце концов я решил лично для себя во всем разобраться, составил определенный план и где-то за полгода в письменном виде проанализировал все вопросы, которые когда-либо сам себе задавал.

Получилась книга, которую опубликовало достаточно солидное петербургское издательство “Планета Музыки”. Вот такая книжка в твердом переплете. Называется “Современная музыка. На пути к новой классике”. Заголовок оптимистичный, как вы видите. Стиль изложения - достаточно сухой, близкий к научному, есть ссылки на другие исследования. Сейчас я попробую вам в двух словах рассказать об основных выводах.

Итак, в нашем мире существует музыка, которую изучают музыковеды, искусствоведы, которая защищена авторским правом. Назовем ее классической музыкой. Классическая или академическая музыка - это такая культура со своими сложившимися ценностями и традициями. Например, производство классической музыки делится на два этапа. Первый - это создание произведения, второй - это исполнение этого произведения. Соответственно, мы имеем два вида продукта. Ноты, которые относятся в общем-то к литературе, издаются в виде книг и хранятся в библиотеках, и исполнение этих нот. Вокруг исполнения сложились своя культура, назовем ее филармонической. Также классическая музыка тесно связана с оперой и балетом. Опера - это ведь спектакль, но люди ходят слушать оперу, это в общем-то огромное достижение и завоевание классической музыки. Для сравнения - даже самый музыкальный-премузыкальный фильм мы все равно идем в кинотеатр смотреть, а не слушать.

Вокруг этой классичесской музыкальной культуры сложилась наука музыковедение, академическая система обучения - музыкальные школы, училища, консерватории. Вся современная музыка с позиции этой традиции делится на современную академическую музыку - то есть ту, где современные композиторы пишут современные произведения, и современные исполнители их исполняют, и так называемую популярную музыку. И вот здесь-то кроется большая, на мой взгляд, проблема.

Популярная музыка - начиная с Элвиса Пресли, Битлз и до наших дней, и если ее анализировать так, как принято в классической традиции, то есть ноты и исполнение - это действительно достаточно примитивная музыка. Записать ее нотами - до Моцарта как "до Луны", исполнители что-то там ковыряют на своих гитарах. Может выразительно, но уж никак не виртуозно.

Не знаю, как у вас, но у меня такое презрительное отношение вызывает бурный протест. Просто потому что ноты и исполнение в современной музыке не так важны. А что же важно, спросите вы? А важно то, что современная музыка вообще не сводится к нотам и исполнению. Примерно так же, как кино не сводится к театру. Да, в кино есть сценарий и есть актеры, но кино это новое самостоятельное направление искусства, чисто технически. Кадр за кадром, монтажные склейки, фокус и расфокус, авторский взгляд режиссера - все это и есть кино. С актерами или без актеров, со сценарием или без него.

Также и современная музыка - это создание новых звуковых образов, треков из множества дорожек, наложение эффектов, работа с физикой звука, компрессия - отсюда и новый тип мышления, новый тип специалистов - музыкальных продюсеров, инженеров музыкальной звукозаписи. Современная музыка - это новые произведения в виде звуковых треков. Автором такого произведения выступает музыкальный продюсер. Терминология может быть еще не устоялась, и авторских прав сейчас продюсеры не имеют таких, как режиссеры кино. И тем не менее - для меня это ясно как день.

Соответственно, главной проблемой современной музыки я вижу то, что официальное музыковедение и государства, издающие законы, и надгосударственные структуры типа ЮНЕСКО, не считают фонограммы самостоятельными произведениями. В любом законе вы прочитаете, что фонограмма - это запись произведения, которое кто-то исполнил. Но раз уже в этих же законах написано, что кинофильм - это аудиовизуальное произведение, не сводимое к формуле сценарий плюс актерская игра, то я был очень удивлен, почему никто не хочет понимать музыкальную аудиозапись по-новому.

Впрочем, никто не мешал современной музыке развивать форму и содержание музыкальных аудиозаписей. Существует и премия "Грэмми", журнал "New Nusical Express" опубликовал список величайших музыкальных продюсеров XX века - начиная от Джорджа Мартина, работавшего с Биттлз, Фила Спектора, Брайана Ино и так далее. У современной музыки появилась и своя крупная форма - форма альбома, и музыкальная критика, которая заменила ей официальное музыковедение. Своя жанровая классификация, своя профессиональная среда.

По большому счету развитие современной музыки было очень схожим с кино, но только началось не в 10-х годах XX века, а на 30-40 лет позже - в 50-х. Но все-таки современная музыка как искусство, на мой взгляд, не смогла достичь своего пика из-за кучи нерешенных проблем. Например, если у кино появилась индустрия проката, и режиссеры смогли показать зрителю фильмы так, как они их задумывали - на большом экране, то музыкальная аудиозапись попадает к людям в уши вообще непонятно откуда. Вся тонкая работа на студии чаще всего теряется из-за низкого качества колонок и наушников. А публично прийти куда-нибудь и прослушать аудиозапись в изначальном качестве негде. На концерт - пожалуйста, но там никто вам не поставит альбом, там вам придется слушать исполнение.

Еще одна проблема - это то, как мы сами относимся к крупной форме. Попробуйте сказать любому поклоннику классической музыки, что вы никогда не слышали оперы Моцарта от начала до конца, вас сочтут невеждой. А теперь представьте, как часто вы слышали только один-два трека с альбома. Даже если вы слышали все треки, то вполне возможно - не в том порядке, как их задумал автор. И в 00-е годы, когда интернет обрушил индустрию физических носителей - кассет, дисков, пластинок - ситуация еще больше усугубилась. Единственная крупная форма, которую сейчас потребляет слушатель - это форма плейлиста. Соответственно, музыканты вынуждены писать для этих плейлистов полуфабрикатный продукт. Так же, как раньше были радиосинглы - специальные версии альбомных записей, подстроенные под радио, так и теперь продюсеры сразу же пытаются создать кусок чьего-то плейлиста. Если кинофильмы как крупная форма, еще как-то держатся на плаву, для их ценителей существуют кинофестивали, премии, то, к сожалению, форму альбома как авторского концептуального произведения мы теряем.

Жаль, но своя экспертная среда, свой профессиональный слушатель у современной музыки так пока и не сложились. Тем не менее, у современной музыки есть свои друзья - это и шоу-бизнес, и клубно-танцевальная культура, и тот же кинематограф, и социальный заказ от различных субкультур существует. Авторы-продюсеры появляются, звукозапись становится дешевле, музыканты создают домашние студии, звукорежиссеры занимаются сведением удаленно.

Из позитивных тенденций также отмечу волну нового меценатства. Да, музыкальных продюсеров, как композиторов прошлого, не содержат влиятельные люди с деньгами, но есть и краудфандинг, есть платформы типа Patreon, где поклонники производителей музыки платят ежемесячные взносы ради того, чтобы новые записи появлялись.

Подробно об этих и других проблемах и перспективах современной музыки вы можете прочитать в книге, там - и про угрозы эпохи аудиостриминга, и про то, как можно изменить систему музыкального образования в школах и вузах, как необходимо уже сейчас начать сохранять цифровое музыкальное наследие. Ну а в этой статье я подведу итог.

Современная музыка как самостоятельное направление искусства - существует. Да, оно не признано наукой искусствоведением, оно не признано на законодательном уровне в России и в главном международном документе, касающемся художественных произведений - Бернской конвенции. Но есть пример большого брата - кинематографа, где режиссер является автором, где у автора есть возможно донести свое произведение до зрителя так, как он видит.

Конечно, сейчас время контента, и вы можете сказать, что и кинематограф, и музыкальная аудиозапись переживают не лучшие времена, но лично я вижу не вижу смерти этих направлений искусства. Скорее они должны стать новыми классическими направлениями наряду с живописью, скульптурой, литературой; их ценители должны продолжить создавать премии и фестивали, искать и находить новые шедевры, анализировать, обсуждать. Чего я всем нам и желаю. Возможно, мое поколение 35-летних - последнее, которое выросло на великих альбомах. Тогда перед нами стоит серьезная задача - передать наши знания и ценности детям. Творите, думайте об искусстве, всем хорошего настроения!"

Текст видеопрезентации книги Ильи Сакмарова "Современная музыка. На пути к новой классике" (ISBN 978-5-8114-4542-4; изд. "Планета музыки", Санкт-Петербург, 2019 г.)