Художнику. Как побеждать в конкурсах

18.01.2018

Победа в конкурсе — хорошее дополнение к резюме, которое может открыть двери к новым карьерным возможностям. Сразу скажем, победа возможна. Только за 2017 год свыше 150 наших читателей стали победителями в различных проектах, как российских, так и зарубежных. Эта статья выходит в нескольких частях: в первой собрали рекомендации для художников, во второй для фотографов, в третьей — для дизайнеров и архитекторов. Всего для подготовки статьи мы опросили 30 организаторов международных конкурсов и премий...

Почему вы можете победить?

Организаторы любят находить авторов, которые создают что-то новое.

Неважно, из какого вы города или страны, на международном арт-рынке многие директора, кураторы и заказчики готовы отправиться куда угодно, где есть талант.

Благодаря онлайн-подаче работ, вы имеете те же шансы на победу, что и житель любого другого государства.

Если вы не верите в такую возможность… подумайте над тем, что точно так же могут не верить ваши коллеги на том краю земного шара. Победит тот, кто преодолеет сомнения и примет участие.

С чего начать

1. Изучите открытые сейчас конкурсы (например, в рассылке citycelebrity.ru, группе  https://vk.com/artnagrada, канале  https://t.me/artnagrada или на других ресурсах о грантах и премиях). Разновидностей конкурсов много. Посмотрите, кто их проводит, в какой стране, каковы условия, награды и задание.

На что обратить внимание:

- Требуется ли регистрационный взнос (решите для себя, готовы ли вы платить за участие)

- Близка ли вам тематика (вдохновит ли она вас так, что вы забудете о всех возможных сложностях)

- Сколько лет существует конкурс (известный и дольше работающий обладает лучшей репутацией; но в новых проектах может быть ниже конкуренция)

- Сколько обычно участников (даже если их тысячи, у вас по-прежнему есть шанс)

- Известны ли жюри и спонсоры (солидное ли мероприятие, соответствует ли вашим амбициям?)

- Какие возможности открывает победа (всегда приятно думать о наградах)

- Что пишет о конкурсе пресса (если у вас много свободного времени, можно проверить этот пункт)

2. У каждой премии, конкурса или выставки — свое лицо.

Уровень соревнования определяется по работам участников, считает Rainer Mauerer, организатор премии искусств FOMENAR PRIZE. Как минимум, по ним можно понять, предпочитает ли жюри авангард и новаторство или шанс есть у традиционного искусства.

Часто в правилах публикуют критерии оценки. А если мероприятие идет не впервые, вы можете посмотреть, кто побеждал или становился финалистом прежде.

Соответствуете их уровню, работаете в схожем жанре? Конкурс может вам подойти.

С другой стороны, когда итоги прошлых лет изумляют, возможно, лучше искать другой проект.

Rainer так же рекомендует проявлять осторожность, если не видны работы конкурсантов. Велика вероятность, вас удивит решение жюри.

Как увеличить шансы на победу?

1. Полностью и внимательно читайте правила конкурса. Убедитесь, что поняли их.

Этот совет приводят большинство организаторов.

Жюри может просто игнорировать заявки, не соответствующие требованиям.

Поэтому если у вас появились вопросы к брифу, обязательно выясните ответы. Кроме чтения официального сайта, самый надежный способ — написать вопросы непосредственно организаторам (заодно проверите, охотно ли они общаются с участниками).

В некоторых конкурсах (хотя это больше касается дизайнеров и архитекторов, чем художников) изначально предусмотрен период, когда можно задавать вопросы. После этой даты организаторы закрывают прием вопросов и публично размещают ответы на самые частые (FAQ). В других конкурсах ответы готовы давать до самого дедлайна.

В случае международного конкурса важно, чтобы вопросы были написаны на английском, иначе вас не поймут. Если вы плохо знаете язык, попросите знакомых помочь с переводом.

Не пишите свои вопросы там, где вы нашли анонс. Пишите напрямую организатору по контактам с официального сайта.

2. Изучайте историю искусства. По словам Jesse Ross, представителя гранта для художников workingartist.org, первое, о чем думает жюри, рассматривая заявки, знает ли автор, кто его вдохновил. Как работа отличается от предшественников, спорит с ними, дополняет или вступает в диалог.

“Большинство художников, которых мы награждаем, были в художественной школе, - говорит Jesse. - Они получили высшее образование в области искусства либо как-то связаны с художественным процессом. Раньше мы надеялись, что найдем самородков из глубинки, но все, как правило, уже перебрались в большие города и поступили в академию”.

3. Готовьте документы заранее. На большинстве серьезных конкурсов искусств вас спросят о вашей концепции, авторском заявлении и описании работы. Rebia Naim, представитель Emerging Artist Award, считает, что жюри любят понимать работу художника, ощущать историю за ней, творческий процесс и что вы хотите сообщить миру через свое искусство.

Те, кто оставит эти бланки пустыми, проиграют в глазах организаторов, по сравнению с художником, который нашел время объяснить работы в деталях. Не заставляйте жюри теряться в догадках. По меньшей мере, это показывает уровень вашей вовлеченности, мотивации и преданности творчеству.

Чтобы написать все тексты, нужно время, но, как только вы их напишете, сможете использовать неоднократно и в разных соревнованиях.

4. Будьте лаконичны и понятны, готовя сопроводительный текст к работам, рассказывая о себе и своем искусстве. Нет смысла включать длинный список галерей и выставок, неизвестных жюри. Сосредоточьтесь на ключевых достижениях. Максимум информации и минимум текста. Четко, ясно и без заумных терминов.

В помощь — серия постов "Как и зачем писать АВТОРСКОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ"

https://vk.cc/7z15Ii— "Готовя ARTIST STATЕMENT" (развернутый материал с профессиональными рекомендациями сайта artbusiness.com)

https://vk.cc/7wQ6gk — "Авторское заявление & почему чаще всего оно отстой" (мнение художника Кары Обер, редактора и основателя сайта BmoreArt)

https://vk.cc/7z16ks— "Пишем идеальное авторское заявление" (советы от онлайн-галереи Light Space & Time)

5. Учитесь презентовать работу так, чтобы вас запомнили. Если организаторы предоставили форму для комментирования работ, используйте это, чтобы лучше выразить идеи, которые вы обозначили в авторском заявлении.  Добавьте конкретики по каждой работе. Избегайте повторов информации или дублирования одного и того же текста. Если вы описываете скульптуру или инсталляцию, убедитесь, что включили данные по их правильной установке.

6. Пусть ваши работы будут хорошо сфотографированы. Caitlin Smyth, представитель Ashurst Emerging Art Prize, уверяет, что хотя пункт выглядит банальным, в действительности придерживаются его не все. А значит, высококачественные фотографии помогут вам выделиться. Чтобы получить четкий снимок, попробуйте штатив. Если штатива нет, поместите камеру на твердую поверхность, чтобы выровнять кадр. Больше света! Нет студийного? Принесите дополнительные лампы и расставьте их так, чтобы освещение было равномерным. Проверьте изображения на компьютере перед отправкой. При этом у iPad экраны часто лучше передают цвет.     

7. Помогите жюри представить вашу работу в реальности (с точными размерами и объемом). Если жюри попытается сделать это за вас, возможна неверная интерпретация. Выступите куратором: покажите работу так, какой вы хотите, чтобы ее увидели.

8. Убедитесь, что у вас работает сайт или активны страницы в соцсетях (Facebook либо Instagram). Иногда, посмотрев заявку, жюри нужно больше информации о вас — так что они посетят ваши ресурсы.

9. Старайтесь подавать на конкурс больше одной работы. По мнению Rainer Mauerer, иначе жюри будет сложнее оценить вас по достоинству. Досадной ситуацией станет, если вы загрузили единственную работу, а жюри, пройдя на ваш сайт, увидит проекты, которые покажутся им более интересными.

Кроме того, участвуя в нескольких категориях сразу, вы увеличиваете шансы на победу; не редкость, что жюри отличается в каждой категории. Правила могут разрешать подавать в разные категории одну и ту же работу (например, иллюстрации к детской книге можно отправить и в категорию Book, и в Illustration).

10. Отправляйте лучшую работу. Говоря о конкурсах иллюстраторов, Charles Hively, арт-директор компании Creative Quarterly и основатель премии журнала 3Х3, полагает, что лучшей не обязательно должна быть работа, что публиковалась в крупном издании. Судьи не смотрят на имена в публикациях (если, конечно, это не обложка), заказчика, издателя или другие детали, кроме самой иллюстрации.

Важно, чтобы она решала визуальную задачу. Даже без описания судьи должны понимать, отвечает ли работа, особенно концептуальная, на какие-то конкретные вопросы. Если на вашей работе есть текст, учтите, что перевода не будет. Изображение с надписями оценят именно как изображение.

Высылая серию работ, помните, что их оценят как единую заявку. Известно немало случаев, когда серия не проходила отбор из-за одной слабой работы.

Если вам трудно самостоятельно определить свои лучшие работы, попросите совета людей, которым доверяете.   

И если вы художник, который работает в разных жанрах и техниках, Marc Higonnet, директор галереи Galerie Metanoia (Париж) рекомендует выбирать работы, выполненные в одной технике и равные по уровню. Крайне непродуктивно подавать примеры всех ваших умений, допустим, мешая рисунки с гравюрами и живописью. Лучше, если ваша заявка продемонстрирует чувство единого стиля, а не смешение техник.

11. Будьте необычными. Всегда есть категории для неопубликованных работ, в которых вы можете показать себя. Неплохие шансы у экспериментального произведения, аналогов которого жюри еще не видели. И не забывайте про анимацию: в этой области конкуренция значительно меньше.

12. Предусмотрите в своем бюджете расходы на участие. Многие премии, конкурсы и выставки требуют оплаты регистрационного взноса (подробнее читайте в статье “Платить или нет?”). Кроме того, деньги могут понадобиться на печать или отправку работ (если конкурс не принимает заявки в цифровом виде).

Воспринимайте плату за участие как инвестицию в карьеру.

13. Не ждите дедлайна и не отправляйте работу в последний момент. Ближе к окончанию конкурса поток заявок и работ традиционно возрастает. Это усложняет жизнь жюри и подготовку шорт-листа. Поэтому хороший стратегический ход — быть в числе первых при подаче работы. Активность других участников снижена, и вашему творению смогут уделить больше времени. Это не гарантирует, что вы попадете в шорт-лист, но поможет привлечь внимание к своему произведению.       

14. Настойчивость может впечатлить жюри.

Если вы не победили в нынешнем сезоне конкурса, участвуйте в новом.

То, что вы не оказались среди финалистов, не обязательно означает, что ваше произведение не понравилось судьям. Иногда они спорят неделями. Вдруг все присланные работы выдающиеся? Возможно, существует квота?

Charles Hively полагает, что пробовать участвовать в одном конкурсе стоит не менее трех раз подряд. Только потом, если победа так и не достигнута, можно делать перерыв. И в новом сезоне жюри может поменяться, что даст вам новый шанс.

Чего не следует делать

1. Не посылайте работу по электронной почте с вопросом, нравится ли она организатору, не зарегистрировавшись на конкурс. Скорее всего, вы не получите ответа, поскольку решение принимают именно жюри, а не организатор.

2. В то же время не ограничивайтесь просто созданием аккаунта, не завершив регистрацию для полноценного участия в конкурсе. Это пустая трата времени, и никто не будет с вами считаться. Все, что вы получите — шквал писем с напоминаниями завершить регистрацию.

3. Не высылайте одну и ту же работу на разные конкурсы, если только не считаете ее лучшим шедевром. Да, экономит время, но жюри подумает, что эта работа — единственное, что у вас есть. И в худшем случае вы не сможете представить ее в разных проектах одновременно.

Если вы прошли в финал или победили...

1. Самое главное: в конкурсе стоит участвовать не для того, чтобы победить, а для обретения ценного опыта. Практикуясь в соревнованиях, вы развиваете уверенность в себе и совершенствуетесь технически. С новыми конкурсами процесс подачи работ дается все проще, проще выполнять требования и адаптироваться. Ваши произведения замечают профессионалы сферы искусства.

Но поскольку у вас все шансы на победу, настройтесь на нее и будьте готовы к звонку или письму от организаторов!

Как только объявляют результаты, все развивается очень быстро, и победителям необходимо соблюсти сроки. Важно быть на связи. Без промедления отвечайте на сообщения. Вас могут попросить предоставить больше материалов для СМИ или подготовить работы к отправке.  

2. Разрекламируйте этот факт, свяжитесь со знакомыми представителями прессы и сообщите о победе.

3. Если требуется отправка оригиналов, решите, как будете отправлять их. Служб доставки много по всему миру, найдите, с кем сотрудничать. Заранее выясните, какие понадобятся разрешения и расходы (немного об этом пишут тут, в комментариях). Многие конкурсы не берут на себя ответственность за пересылку и возможные повреждения. Убедитесь, что вы хорошо упаковали работу и предоставьте инструкции по ее установке.

4. Подумайте, как представить работы лучшим образом. Например, в рамах или без? Посоветуйтесь с организаторами до того, как выполните отправку.

5. Если можете посетить итоговое мероприятие — сделайте это. Ваше присутствие на церемонии награждения вряд ли повлияет на выбор жюри, но вы получите опыт, контакты и обратную связь (помимо прочего, иногда проще самому отвезти или напечатать на месте работы, чем заниматься почтовой отправкой). Уникальная возможность встретиться с публикой, которая захочет увидеть создателя победившей работы. Всегда лучше услышать историю от автора, ведь никто другой не расскажет ее с тем же энтузиазмом.

Почитать еще:

Как избежать отказа жюри в конкурсе или на выставке

УЧАСТВУЕМ В КОНКУРСАХ ПРАВИЛЬНО: советы международной галереи

Автор статьи: Дмитрий Лященко

Благодарим экспертов, поделившихся опытом организации международных конкурсов и премий: Rebia Naim (http://www.emergingartistaward.com); Jesse Ross; Rainer Mauerer; Charles Hively (cqjournal.com); Javier Melian-Perez (chrom-art.org); Caitlin Smyth (www.artprize.co.uk); Marc Higonnet; Tommaso Lo Russo (boscostregato.com); Kara Lysandra Ross (Art Renewal Center); Alvaro Rego (Mumedi); Thom Bierdz (AmericanArtAwards.com), Takahiro Kanie (jpn-illust.com)

Благодарим за помощь в переводе: Анастасию Петрову, Ольгу Байрд, Иру Куланчикову, Диану Семенову, Наталью Чернявскую, Наталью Бурыку, Вику Кошелеву, Марину Масленникову, Татьяну Данилову, Юлю Харченко, Женю Остапчук.

Если вы хотите помочь переводить полезные статьи, свяжитесь, пожалуйста, с нами (info@artnagrada.ru)