Ищем смысл жизни. Часть 2. Жизнь- боль. Боли нет. Это можно доказать. Хотя, зачем?

В пред идущей статье мы с Вами узнали как видели смысл жизни древние Греки и Римляне.

Так же мы оговорились о влиянии мировосприятия на сознание человека. Если Вы забыли или не читали - настоятельно рекомендую ознакомится с пред идущей статьёй по ссылке выше. Этот маленький и общепонятный нюанс нельзя было не упомянуть.

В этой же статье пойдёт речь о виденье смысла жизни таких людей как Шопенгауэра, Ницше, Хайдеггер, Пирса и многих других великих умов прошлого.

Но начнём мы с представлений о смысле жизни средневековой Европы и Индии в целом.

Не смотря на географическую удалённость и абсолютно разный уклад жизни мнение о смысле жизни этих людей достаточно сильно совпадали. Они читали, что истинный смысл жизни им уже предначертан: всего то нужно соответствовать социальному статусу, который был получен при рождении. Родился ты в семье дворянина, так будь добр соответствовать всем званием и титулам своего рода. Человек знатного рода в те далёкие времена не мог себе позволить землю пахать плечом к плечу с крестьянами. И всем всё равно, что у тебя талант землепашца пропадает за зря. Из-за таких норм пропадали действительно талантливые люди, которые могли бы принести пользу в различных сферах деятельности.

Так же очень схожи взгляды этих далёких культур на то, что нужно уважать предков и следовать общераспространённым религиозным и мифическим идеалам. Хотя данная черта прослеживается во многих культурах и не является индивидуальной.

Но давайте перейдём от общего к частному и познакомимся с первой моделью смысла жизни.

Арту́р Шопенга́уэр, 1788-1860, немецкий философ.
Арту́р Шопенга́уэр, 1788-1860, немецкий философ.

Иррационализм.

Иррационализм - это идеалистическое учение, признающее основой всего мироздания не разум, а кое-что другое. В основном тут есть три варианта. Первый – это постановка во главу угла абсолютизированных возможностей человеческого сознания и подсознания (иррационализм Шопенгауэра). Второй – признание бога как трансцендентной непознаваемой сущности, которая стоит выше способностей разума и может быть познаваема только в процессе некоего мистического единения. Третий вариант состоит в том, что иррационализм – это так называемое «непознаваемое», которое в принципе априори недоступно для осознания человеческим разумом, хотя лежит в основе сознания и может проявляться теми или иными способами. Данное мнение развивали в своих трудах Кант, Франк и Спенсер.

Немецкий философ XIX века Артур Шопенгауэр определил жизнь человека как проявление некой мировой воли: люди всего лишь думают, что поступают по свей воле. Этой мировой воле абсолютно безразлична судьба человека. Она проходит человека через череду случайных обстоятельств.

Согласно иррационализму жизнь является адом, если ты глупец, который гонится на наслаждениями. В конце концов такой человек найдёт только разочарование. Мудрый же человек понимает, что бедствия неизбежны и по этому старается обуздать свои желания и снизить свои потребности.

Шопенгауэр полагал, что жизнь - это постоянная борьба со смертью, бесконечные страдания, причем если человек смог избавиться от одного страдания оно обязательно замениться другим, а удовлетворение основных потребностей приводит лишь к скуке и обыденности.

Согласно иррационализму человек создаёт религию и философию что бы хоть как-то сделать жизнь более выносимой.

Но не все так плохо. Шопенгауэр полагает, что человечество уже изобрело средство спасения от отсутствия смысла — иллюзии и придумывание себе псевдоважных занятий.

Иррационализм полностью отвергает возможность понять этот мир научными методами. Логика полностью отвергается и на её смену приходит интуиция. Но такое мировосприятие считается недоступным обычному человеку и приписывается лишь избранным и"сверхчеловекам".

Обычно такие течения философии набирают популярность в момент общественных кризисов.

Фри́дрих Ви́льгельм Ни́цше, 1844-1900, немецкий мыслитель, классический филолог, композитор, поэт.
Фри́дрих Ви́льгельм Ни́цше, 1844-1900, немецкий мыслитель, классический филолог, композитор, поэт.

Нигилизм.

Термин «нигилизм» происходит от лат. "nihil", что означает "ничего". По сути своей нигилизм является отрицанием. Нигилизм – это мировоззрение, ставящее под сомнение общепринятые принципы, нормы нравственности и ценности отрицанием существования религии, культуры, общественной жизни, знаний, правил. Живи как хочешь, делай что нравится.

Прошу заметить, что человеческая нравственность основывается именно на данных понятиях.

Нигилист - это человек, который отрицает принятые в обществе нормы, порядки и ценности. Такие люди не считают нужным склоняться перед какими-либо авторитетами и мало во что и в кого верят.

Фридрих Ницше характеризовал нигилизм как опорожнение мира и особенно человеческого существования от смысла, цели, постижимой истины или существенной ценности. Больше всего людей волнует нападки Ницше на Христианство, поскольку оно, по его мнению, удирает смысл из земной жизни и предлагает взамен загробную.

Ницше также считал, что смыслом жизни является подготовка Земли к появлению сверхчеловека: «Человек — это канат, натянутый между обезьяной и сверхчеловеком».

Мартин Хайдеггер описывал нигилизм как состояние в котором «…нет никакого бытия как такового…», и утверждал, что нигилизм покоился на превращение бытия в простое значение.

Нигилизм не требует знать истинны и обладать знаниями и предлагает изучать смысл "истинного существования" так как есть. С точки зрения нигилизма первичным является индивид, культура и всё прочее уже является вторичным.

Лю́двиг Йо́зеф Иога́нн Витгенште́йн, 1889-1951, австрийский философ и логик.
Лю́двиг Йо́зеф Иога́нн Витгенште́йн, 1889-1951, австрийский философ и логик.

Позитивизм.

Позитивизм – философское течение, которое ставит в центр рассмотрения науку и научную методологию и за философскую основу всего берет опыт (преимущественно в научном понимании этого слова - эксперимент). А из названия казалось, что всё будет хорошо.

Девиз позитивной науки: «Знать, чтобы предвидеть, чтобы избегать»

В центре внимания позитивистов неизменно находился вопрос о взаимоотношении науки и философии. Главная цель и назначение философии (по мнению позитивистов) – разработка методов научного знания. Основными тезисами позитивизма являются:

  • все подлинное, положительное («позитивное») знание о действительности может быть получено лишь в виде результатов отдельных специальных наук или их «синтетического» объединения.
  • философия, как особая наука, претендующая на содержательное исследование особой сферы реальности, не имеет права на существование.

Только знания и вычисления, никакого сидения в умой позе на камне.

Исидо́р Мари́ Огю́ст Франсуа́ Ксавье́ Конт разработал закон трёх последовательных стадий человеческого мышления: теологическая (до 1300г.), метафизическая (до 1800г.) и позитивная.

На первой, теологической стадии, человек пытается объяснить окружающий мир, исходя из неких божественных сущностей (Молния? Это всё Зевс!), вторая – метафизическая – заменяет сверхъестественные факторы в объяснении природы сущностями, причинами и соответствует абстрактному мышлению (Нет, всё же не Зевс, а гигантский электрический искровой разряд в атмосфере). На позитивной стадии человек исследует мир опираясь на опыт и логические выводы из него (Зевс любит громоотводы).

Так что же нам скажет позитивизм о смысле жизни?

Людвиг Витгенштейн и другие логические позитивисты скажут: выраженный через язык, вопрос бессмыслен. Потому что «смысл X» — это элементарное выражение (term), которое «в» жизни обозначает что-то относительно последствий X, или важности X, или что-то, что должно быть сообщено об X. и т. д. Поэтому когда «жизнь» используется как «X» в выражении «смысл X», утверждение становится рекурсивным и, следовательно, бессмысленным.

Другими словами, вещи в личной жизни могут иметь смысл (важность), но сама жизнь не имеет никакого смысла, отличного от этих вещей. В этом контексте говорится, что чья-то персональная жизнь имеет смысл (важна для самой себя или других) в форме событий, случающихся на протяжении всей этой жизни, и результатов этой жизни в терминах достижений, наследства, семьи и т. д. Но говорить, что сама жизнь имеет смысл, — это неправильно употреблять язык, так как любое замечание о важности или значении уместно только «в» жизни (для тех, кто живёт её), делает утверждение ошибочным. Язык может обеспечить осмысленный ответ, только если он ссылается на области «внутри» области жизни. Но это невозможно, когда вопрос выходит за границы области, в которой язык существует, нарушая контекстные ограничения языка. Таким образом, вопрос разрушается. И ответ на неправильный вопрос является неправильным или неадекватным ответом. Вот так вот всё просто.

Прагматизм.

Уильям Джемс, 1842-1910,  американский философ и психолог.
Уильям Джемс, 1842-1910, американский философ и психолог.

И закончим мы прагматическим подходом.

Прагматизм- философское течение, основывающееся на практической деятельности, в результате которой заявленная истина подтверждается или опровергается. Такая деятельность называется "Принципом Пирса", или другими смолами это направление в философии, отрицающее необходимость познания объективных законов действительности и признающее истиной лишь то, что даёт практически полезные результаты.

Прагматизм в психологии - это практическая деятельность человека, ведущая к определенному намеченному результату. Приминая "принцип Пирса" человек отсеивает не результативные методы и оставляет приносящие результаты.

Философия прагматизма не представляла собой единого и четко разработанного учения. Во взглядах ее приверженцев имеются различия. Так, Пирс под прагматизмом понимал в основном теорию мышления и метод установления значения понятий. Джеймс разрабатывал прагматизм в основном как теорию познавательной деятельности и этическое учение, поддерживающее веру в Бога. Дьюи основу прагматизма видел в инструментальной логике, или в учении о проблематических ситуациях, сопровождающих многогранный человеческий опыт.

Философы-прагматики полагают, что вместо поисков истины о жизни мы должны искать полезное понимание жизни. Уильям Джеймс утверждал, что истина может быть создана, но не найдена. Таким образом, смысл жизни — это вера в цель жизни, которая не противоречит чьему-либо опыту содержательной жизни. Грубо говоря, это могло бы звучать как: «Смыслом жизни являются те цели, которые заставляют вас ценить её». Для прагматика смысл жизни, вашей жизни, может быть открыт только через опыт.

Вот так вот всё просто и одновременно сложно. Я надеюсь, что вы смогли найти часть себя в данной статье и теперь Вам станет легче определиться с "истинным смыслом жизни".

В третей части мы узнаем взгляды религий на смысл жизни. Не пропустите.

Вот Вам ссылки на следующие части статьи:

Ищем смысл жизни. Часть 3. Всё в руках господа.

Ищем смысл жизни. Часть 4. Отказаться от всего.