Targetgirl
13 subscribers

Пересоленный пресс-анонс, недожаренный пресс-релиз

Пересоленный пресс-анонс, недожаренный пресс-релиз

Давно замечено, пресс-чего-то там звучит сильно и круто. Пресс-конференция, пресс-секретарь, пресс-подход, просто пресс. И пресс-релиз, конечно тоже – круто звучит. Вот только зачем он нужен?

Кто готовит, и кто ест

Во-первых, нужно различать пресс-анонс и пресс-релиз. Это два совершенно разных «информационных блюда», которые подают к столу пиарщики разных компаний. А вкушают «пищу» СМИ.

Различие кроется в ответе на вопрос «зачем?». Пресс-анонс пишут до события, чтобы пригласить СМИ на мероприятие. Пресс-релиз – после, чтобы

а) сообщить информацию тем, кто проигнорил приглашение

б) дать достоверную информацию тем, кто побывал, но чего-то недопонял или мог ошибиться в фактах. Например, думал, что организатор – Егор Никитов, а на самом деле организатор – Малина Ежевикова (часто бывает, что в пресс-анонсе вы указали один факт, но в процессе события что-то поменялось, и в пресс-релизе вы обновляете инфу из пресс-анонса).

Грубо говоря, пресс-анонс – закуска, намекающая, что в обед будет пир. Пресс-релиз – рассказ о том, что же было на самом пире с перечислением подробностей, которые знает лишь тот, кто оценил старания организаторов лично.

Рецепт вкусного пресс-анонса
Конечно же никакого рецепта нет. Можно банально вбить в интернете «шаблон пресс-анонса» и найти все ответы на этот вопрос. Что-то про то, что он пишется на официальном бланке компании, что всегда указывается контактное лицо…

Ладно, ладно. Не будем уподобляться гениям мастер-классов по готовке, которые обожают фразу «а теперь специи по вкусу» сразу же после того, как поставили сковороду на огонь.

Для начала нужно соблюсти несколько скучных формальностей:

1. Бланк компании или лого.

Журналист, который открыл документ, уже не читая знает: эта компания ерунды не предложит. Это если вас уже знают. Если нет, есть шанс, что запомнят в будущем.

2. Заголовок.

Не тратьте время занятых людей. Да-да, журналисты, особенно больших СМИ, очень заняты. На почту им может приходить сотни писем с пресс-анонсами и релизами. Из заголовка он сразу поймёт: нужно ему это или нет. И лучше писать правду, чтобы не вызвать излишнего раздражения.

Главное – это как написать. Во-первых, укажите этот заголовок в теме письма в почте. Во-вторых, пишите информативно и интересно.

Вот два примера: заголовок
«Дорогою добра» и заголовок «Россияне атаковали японского дизайнера и объявили его гением».

Первый, если вчитаться в «тело» анонса – о предстоящей благотворительной акции, которая охватит несколько улиц города. Второй – это реальный заголовок из СМИ, после которого многие читающие этот материал полезут искать подробности. Даже тот, кого мало интересует эта тема.

Рецепта написания крутого заголовка никто не даст (а тем, кто дают, не верьте). Писать завлекающе – либо дано, либо приходит с опытом. А для этого придётся написать больше сотни заголовков и проверить их на разных фокус-группах.

Так что поначалу пишите хотя бы информативно (и старайтесь, чтобы ради завлекалова информативность не страдала). Фармацевтическая компания «Ромашка» презентует проект «Вечная молодость» совместно с зарубежной группой компаний «Health»…

3. Вводный абзац.

Чем дальше, тем сложнее наш рецепт, и тем больше буковок приходится читать. И всё же, упуская простейшие вещи, можно сильно пролететь.

Сразу после заголовка (упс, пропустили, там ещё может быть пафосное обращение «Уважаемые представители СМИ!», но это по желанию),

так вот, сразу после заголовка, пишите, КОГДА, ВО СКОЛЬКО, ГДЕ пройдёт ваше суперважное мероприятие.

Why? Да затем, чтобы журналист понял, протух ваш пресс-анонс (и пресс-релиз туда же) или эту инфопищу ещё кто-то будет есть. Успевает ли редакция отправить именно в этот день и в это место своего «агента». Думаю, вы сами должны понимать, что не стоит планировать мероприятие на день, когда происходит что-то более крутое (особенно в вашей нише).

4. «Тело» анонса.

Тут всё зависит от события. Поставьте себя на место журналиста. Если речь идёт, например, об открытии выставки какого-то художника (а вы – хозяин выставочного зала), напишите, что такого в этом художнике и в его картинах, чего нет в сотнях и тысячах других художниках и миллионах картин.

Если надо, чтобы СМИ пришли именно на открытие, а не появились в любой другой день, когда будет выставка, напишите, что будет на открытии. Художник будет раздавать автографы. Губернатор вручит ему медаль за поддержание культурного облика региона. Etcetera.

И вот тут важно не «пересолить» с информацией. Выдержать ту самую грань, когда информации достаточно, чтобы заинтересовать и позволить СМИ опубликовать объявление на своей платформе, но при этом не переборщить.

Ведь если дать слишком много, зачем вообще идти к вам на мероприятие? Всё итак известно.

Это всё касается именно пресс-анонса. Иногда автор так увлекается, что для полноценного материала в СМИ только фотографий не хватает. Многие организаторы сейчас сами с удовольствием их выкладывают в соцсети, и возмущаться, что какие-то СМИ взяли их для себя… зачем? Это ж доп. пиар.

Собственно, почему бы и нет? Что плохого? Ладно, а теперь представьте, что ваш пресс-анонс отправлен в 5-10 разных СМИ. И все они, не заморачиваясь, не пошли к вам, пошарили в интернете и позже опубликовали, добавив фото и пару фактов из общих источников. И вот заинтересованный читатель находит эту информацию… допустим, на Ленте.ру. И он хочет узнать подробности.

Как он их найдёт, если все СМИ не пришли, использовав лишь один источник инфы – пресс-анонс? Никак. Да и просто, инфа, написанная тем, кто побывал на месте событий, всегда будет сочнее, ярче и вкуснее.

Поэтому пишите предельно ясно и просто. Без завуалированных безличных впечатлений, мнений и метафор (которых, например, в этом тексте до фонаря).

5. Завершающий штрих

Выдерживая вежливый тон, напишите что-то вроде «приглашаем вас участвовать в этом событиии…» (тоже по желанию). То, чего точно нельзя упустить, это

КОНТАКТНОЕ ЛИЦО – его фио и телефон для связи.

Для чего:

1. Чтобы они уточнили то, что вы упустили, но им важно знать

(не поддавайтесь на провокации рассказать слишком много и зовите прийти лично на событие)

2. Чтобы подтвердить аккредитацию

упс, какой-то страшный зверь на букву «а» вылез. Звучит как-то не очень вкусно и в принципе имеет значение, только если проход представителей СМИ на территорию мероприятия с кем-то надо согласовывать. В общем, чтобы журналиста не расценивали как шпиона (да, это нужно, несмотря на то, что по закону любой гражданин РФ имеет право собирать инфу в общественных местах).

И всё равно, не ждите, когда вам позвонят. Если вам нужно знать, будут ли СМИ (например, вы готовите для них фуршет… а придёт целая толпа, и вам не хватит канапешек… или наоборот, закатите пир, а никто не придёт…), так вот, звоните сами. Спрашивайте, будет ли кто-то от редакции в день и час икс. И кто будет. Составляйте список (для себя и чтобы передать его охране, если она есть). При необходимости клёпайте бейджи (и журналисту приятно, и вы можете надеяться на добрый материал).

Отправляйте пресс-анонс… э-э-э, а когда его отправлять? Тут вам придётся поиграть в шпионов и отправить его именно перед планёркой в СМИ. У одних они проходят в понедельники. У других их нет. У третьих вообще ежемесячный журнал и на февраль всё уже забито… ан нет, ваше мероприятие кажется им интереснее, чем то, что они уже выбрали… вот только на вёрстку времени уже не останется…

Короче, рандом, удача. Не забудьте за три дня и за день до (а то и в день) события позвонить и уточнить, не изменились ли планы редакции.

Рецепт съедобного пресс-релиза

Здесь, как и с любым блюдом: и картошку, и суп солить тоже надо. Но ведь по-разному? Все вышеназванные формальности нужны и в пресс-релизе.

Время, место события, как и организаторов (если не случилось чего) не поменять никак. Но заголовок и «тело» меняйте! Добавьте фактов, которые можно узнать только на месте.

1. Пишите живым языком

есть опасность того, что СМИ опубликуют релиз, поменяв лишь пару слов. И все эти канцеляризмы, сухие фразы, которые лезут из нас, как только мы начинаем писать кому-то (прям, деловая переписка) попадут на всеобщее обозрение.

Каков текст, таково и событие. «Состоялось торжественное открытие проведения соревнований по различным направлениям и видам адаптипвного спорта на базе…»

Уже на третьем слове (если не на первом) бросаешь читать. Читатель не различает текст и событие, он не видит этого «посредника», он видит сразу само мероприятие: скучное, формальное, никому не нужное.

«Соревнования по адаптивному спорту прошли стремительно: три часа спортсмены определяли, кто из них лучший в волейболе, теннисе…»

Ещё лучше:

«Волейбол, теннис, стритбол – три часа для спортсменов пролетели незаметно...»

2. Цитата
достоверности и живости тексту придаёт цитирование. Участник мероприятия, организатор, тот, кто имеет какое-то отношение к происходящему вещает:

– Это было захватывающе…, – делится впечатлениями Егор Никитов.

А вот и нет.

Факты. Цифры. Мнение, которое может выразить лишь этот человек. Никакой воды. Никакой пустоты. Вчитайтесь в то, что вы написали. Осталась у вас в голове какая-то информация, кроме того, что кому-то всё понравилось или нет? Значит, всё правильно написали.

3. Тесто для запекания текста

Устали? Скоро конец

Идеальная длина пресс-релиза – страница-полторы. Примерно. Может быть. Смотря как напишете…

Но лучше короче. И помните, что тот, кто был на мероприятии всегда справится лучше, чем тот, кто пишет релиз без, так сказать, личного контакта. Поэтому созванивайтесь с теми, кто был, и терзайте их на факты, впечатления и эксклюзивную инфу.

Заставьте пожалеть тех, кто не пришёл.

Дайте подсказку тем, кто не понял, в каком ключе писать.

Не ждите, пока ваше «блюдо» промаринуется и или пережарится!

Если вы не подбросите «свежатинки», рискуете получить в качестве публикации доработанный пресс-анонс с парой общих фраз. Оперативность – она такая.

И не забудьте контактное лицо: выбирайте этого человека тщательнее: он – лицо вашей компании для СМИ. Такой же посредник для них, как и текст – для читателя, и должен знать ответы на вопросы, которые будут задавать журналисты.

P.S. Отправлять пресс-анонсы и релизы на почту – не единственный вариант. Можно вывешивать их в специальном разделе на вашем сайте. Формулировать в объявления и материалы, чтобы опубликовать в соц.сетях и т.п.

Но лучше пишите для себя новый материал. Ведь сегодня уникальный контент – наше всё.