Смерть художественной литературы

28.09.2017

Лет в 15 я думал, что чтение художественной литературы очень важно для развития человека. Я читал много, вокруг меня был много дураков (себя-то я тогда еще считал умным), они не читали, и мне казалось, что они дураки, потому что равнодушны к книгам. В 17 лет дураки подсаживались на серию «Сталкер», а тпшки почему-то поголовно начинали любить Ремарка. Я тоже любил Ремарка и почитывал "сталкеров", но любить вместе с ними не хотел.

Потом все они начали читать нормальную литературу: классику, русскую и зарубежную. Тем более странным для меня было общаться с дураками, любимой книгой которых была «Война и мир» или «Идиот». Еще все поголовно любили «Преступление и наказание», видимо из-за нелюбви к неприятным пожилым женщинам. Достоевский шпарил по 40-60 страниц в ночь своим нескладным стилем для взрослых, умных и чутких людей, а по нему стали тащиться восемнадцатилетние щеглы. Да, я сам щегол, ну и что, я-то Федора Михайловича не очень.

Стоило копнуть глубже, выйти за пределы общеизвестных писателей, и оказывалось, что у большинства нет никакого интересного бэкграунда в виде сколько-нибудь любопытных писателей. Художественная литература для многих закончилась самыми маститыми ребятами, потому что модно. Читать стало модно, просто хороший понт – блеснуть в компании знанием кого как звали в Войне и мире. Модно любить перегруженную кучей лишних сюжеток Мастера и Маргариту, модно любить Пушкина. Ребята, Пушкин был крут тем, что первый начал писать простым языком, чтобы любой мало-мальски грамотный купчишка мог прочитать и что-то понять. Тем он и выигрывал на фоне своих предшественников, писавших такие оды, читая которые нормальный человек себе ноги сломает прежде чем дойдет до конца. Говорить сейчас, что «Евгений Онегин» – гениальное произведение – все равно, что расписаться в отсутствии вкуса, потому что сейчас любой хороший поэт со стихи.ру может гнать такое чтиво километрами.

Тех, кто с утра до ночи упарывается художкой в стремлении стать «развитие», хочется тихонько сзади похлопать по плечу и прошептать на ухо: «Есть еще биографии, история, политика, философия, книги по саморазвитию, научная и публицистическая литература».

Так что зацикленность на художественной литературе и высокомерное отношение к не читающим ее это, скорее, ограниченность и тупость, чем показатель высокого ума. Ваш худлит был создан как способ убийства свободного времени для высшего сословия в первую очередь, и только во-вторую – для донесения каких-то идей и взглядов. Также и сейчас худлит – в первую очередь способ убить время, и только потом культурно обогатиться. Аналогично и с фильмами. Фраза Ленина «Кино для нас важнейшее из искусств!» висела во всех кинотеатрах СССР. Но мало кто знал окончание: «Потому что лишь кино понятно малограмотному пролетариату и вовсе неграмотному крестьянству». Заботились о чувствах господствующего класса, вот и обрезали.

Смотрите. Вы хотите выжать из художественного произведения максимум полезной информации, и да, она там есть, но. Вам придется пройти через кучу страниц бессмысленных описаний закатов, диалогов, мысленных терзаний героев, придется все это переработать, чтобы в итоге разложить максимум на 2-3 страницы, какой был в произведении смысл. Несколько дней вы тратите на то, чтобы вычитать пару-тройку интересных мыслей, которые вычитываются из любой профильной не художественной литературы быстрее в стократ. Не надо читать знатока женских сердец Пушкина, чтоб понять что-то о мужчине и женщине, надо читать психологов и анализ биографий соблазнителей с разбором полетов последних.

Уважаемые обожатели художки, читайте на свое здоровье, но перестаньте думать, что вы самые умные ребята в комнате.