Между целью и средством

17 January 2020

Не так давно в актуальном словаре появился «бодипозитив». Однако каждая вторая одобренная обществом реклама призывает к здоровому или активному образу жизни. Словно намекая, что кому-то (кому бы, интересно?) неплохо было бы похудеть и подтянуться. Хотя, если уж на то пошло, жир на животе и третий подбородок окружающим особо не мешает.

Мне кажется, в этом самом словаре давно не хватает термина «брейнпозитив». Потому как к гражданам с альтернативной одаренностью отношение намного снисходительнее, чем к толстым. Попробуйте публично назвать кого-то тупым: вероятная палитра реакций начнется с обвинения в отсутствии патриотизма и закончится оскорблением чувств верующих. Хотя отсутствие критического мышления и узкий кругозор, отчего-то переставшие считаться недостатками, опасны и для обладателя, и для соседей.

Одна из проблем граждан с ограниченными умственными возможностями — неумение различать цели и средства. Я не о главной цели жизни, вселенной и всего такого. Всего лишь о деньгах и том, что на них можно приобрести. Возьмем, к примеру, автомобиль. Гражданин, использующий представленное в комплекте с массивным телом серое вещество, прекрасно понимает главное. Машина доставляет его из точки А в точку В. В пункте назначения могут присутствовать дамы, шампанское и другие атрибуты рекламного ролика. А может быть заводской корпус и суровые лица местного пролетариата. Или деловой партнер, для которого статусное авто — формальное подтверждение финансовых возможностей.

Иные воспринимают маркетинговый образ как обещание — и делают покупку целью, а не одним из средств ее достижения. А поскольку истинное блаженство достижимо только в рекламе пива, страдают от критического разрыва между мечтами и реальностью. Случается, что для гражданина единственной целью становятся деньги. Как Мидас, искренне желая превратить все вокруг в золото, он забывает о главном. Если ориентироваться только на быструю прибыль — очень скоро становится нечего кушать. Вместе с качеством, уровнем сервиса и другими медленно окупающимися вещами уходят клиенты, доверие и перспективы. Для адекватного бизнесмена рост прибыли — всего лишь одно из многих средств проверки правильности принятых решений. А цель — захват власти во вселенной. Шутка. Почти.

Кредиты и Айфоны, бюсты и трасты, образование и модный галстук, диверсификация и нанотехнологии, религия и фондовые рынки, фейковые новости и философия экзистенциализма… Все это — лишь средство для достижения цели, а не сама цель. И понимание этого факта автоматически меняет оценку «достойное/недостойное» на «эффективное/неэффективное». Что дает возможность воспринимать вещи менее эмоционально и куда более практично. А именно практичный взгляд на вещи может стать новой толерантностью.