Многие аналитики называют подкасты одним из медиатрендов 2019 года. Этому способствует развитие технологий и высокие продажи «умной» акустики — портативных колонок. В начале года в США различные спикер-системы были у 40 миллионов человек, и это число быстро растет.
Все больше СМИ обзаводятся студиями по созданию звукового контента. В его поиске будут помогать голосовые технологии вроде Amazon Alexa, Google Assistant и пр.
На рост популярности подкастов влияет появление аудиопродуктов у именитых медиа. Аудиотрансляции New York Times (The Daily) уже привлекают более пяти миллионов слушателей в месяц. Инвестируют в развитие подобных решений The Guardian (Today in Focus) и Washington Post (Post Reports).
Издатели преследуют две цели. Подкасты — это не только источник дохода, но и способ привлечения молодежи, которая гораздо лучше воспринимает аудио- и видеоформаты подачи информации.
Если сравнивать подкасты с традиционным радио, то большинство людей до 35 предпочтут подкасты.
К радости скептиков некоторые считают, что подкасты достигли пика и нет смысла «заваливать» сеть таким количеством аудио, которые все равно никто не успеет услышать. Можно аппелировать к тому, что Buzzfeed, Audible Originals и Panoply сократили команды по производству подкастов.
Но подобный негативный опыт «бледнеет» перед:
- Google, который активно развивает подкасты, особенно в развивающихся странах;
- Pandora — новым аудиосервисом, основа которого — музыка и подкасты;
- Spotify, привлекающим производителей аудиоконтента.
Конкуренция на рынке потокового аудио дополнительно мотивирует стриминговые сервисы использовать подкасты для привлечения и удержания слушателей помимо музыки. Конечно, их нельзя считать лидерами медиарынка, но рост продаж портативной акустики говорит о популярности.
Колонки, активируемые голосом, наушники, автосистемы и голосовые помощники
Несмотря на хорошие продажи Bluetooth-колонок, в 2019 году продолжилась экспансия и других технологий, стимулирующих развитие подкастов. Это спикеры с голосовым управлением и голосовые помощники. Пока еще молодая технология учится работать с большим количеством языков.
Развитию «голоса» способствуют и свежие мобильные ОС. Продажи стимулируют производители беспроводных наушников (Bose), автомобильные аудиосистемы с доступом к Alexa, Google Assistant и Siri. Они упрощают прослушивание линейного радио, подкастов, аудиокниг и музыкальных сервисов.
Голосовые сервисы поддерживают все больше языков. Их количество в 2018 году увеличилось вдвое. К аудиогонке присоединяются технологические гиганты вроде Samsung с умными спикерами и дисплеями на базе Bixby.
Возможности для изданий
СМИ считают, что звук скоро станет серьезным конкурентом, но пока не понимают, инвестировать в него или нет. Новости слушают до 20% пользователей. Большинство же предпочитает традиционный, текстовый, формат.
Лидерство в голосовом трафике удерживают монстры типа ВВС в Великобритании, ABC в Австралии и ARD в Германии. Их привыкли слушать. Остальные участники рынка еще осторожничают.
Уже сложно не замечать новости в аудио. Стоит двигаться в этом направлении: открывать звуковые сервисы и генерировать контент параллельно с производством текстов. Своевременные шаги помогут удержаться на плаву в недалеком будущем.
Развивается голосовой поиск новостей. Пока он ограничен поиском информации о жизни звезд и дат кинопремьер. Но недалек час, когда голос поможет быстро находить любые новости.
Конечно, в первое время, когда все «рванут» развиваться в этом направлении, будет сложно избежать потери качества. Однако со временем сомнительные и откровенно «сырые» сервисы и устройства уступят место лидерам.
Из истории развития рынка
Подкасты, которые появились еще в начале двухтысячных, начали развиваться сумасшедшими темпами с появлением в 2014 детектива Serial. Три сезона «Сериала» прослушали уже более 350 миллионов раз.
Детективный подкаст подогрел индустрию в целом. За пять лет после его появления рынок аудиотрансляций с 86 миллионов приблизился к миллиарду долларов. Половина рынка приходится на США.
Подкасты и реклама
Отличительный признак подкастов — минимум рекламы. Пользователи не готовы слушать многочисленные рекламные сообщения и негативно воспринимают прямые призывы к действию. Несмотря на то, что большинство слушателей готовы терпеть рекламу ради бесплатного доступа, целью таких сообщений лучше ставить узнаваемость бренда.
Реклама, закамуфлированная под сведения о компании, обзор или экспертное мнение о товаре или услуге, вызовет больше доверия, чем рекламное сообщение «в лоб».
Что слушают в сети. Популярные подкастов известных СМИ
- Раздел с подкастами появился на «Медузе». «История болезни», «Книжный базар», «Так и будет», «Сперва роди», «Текст недели» — подкасты на любой вкус.
- Культурный ресурс «Арзамас» активно повышает уровень образованности пользователей, которые не любят или не могут себе позволить «многобукав». Ресурс поддерживает полноценное радио-приложение. Осенью 2018 года проект запустил подкаст для детей «Урубамба». Он рассказывает, как живут люди в разных странах.
- Масса полезной информации на все случаи жизни представлена в разделе с подкастами Лайфхакера. Издание не изменяет себе и переводит в аудиформат всякие полезности об отношениях, личной продуктивности, самомотивации и пр.
- Классный подкаст для настоящих меломанов выкатило украинское Old Fashioned Radio. На сайте медиа информация выложена как для любителей слушать, так и для любителей читать — достоен внимания раздел с блогами.
- Раздел с аудиостатьями представил популярный украинский исторический ресурс Was.Media. Онлайн-журнал верен своим традициям и не перегружает подкасты большим количеством дат и прочей сухой справочной информации. Вся информация изложена легко и прекрасно воспринимается на слух.
- Подкасты BBC:
- 6 Minute English — для тех, кто хочет учить английский, но не может выделить много времени.
- The English We Speak — английский, на котором мы говорим. Трехминутный подкаст с повседневными фразами и сленговыми выражениями.
Еще больше подкастов легендарного радио — на www.bbc.co.uk/podcasts.
- Учить английский помогает украинская редакция BBC. Радио предлагает украинским слушателям серию Learn English из 66 уроков на украинском и английском языках.
- Не отстает от зарубежных коллег ТАСС. Подкасты издания посвящены классической музыке («Тактус») и ведению домашнего бюджета («По карману»).
Заключение
Подкасты, как и видео, не способны завоевать 100% информационного рынка. Поклонники традиционных онлайн-СМИ пока в большинстве, но уже ясно, что подкасты — один из медиатрендов, который невозможно игнорировать.
Подкасты развиваются, трансформируются, интегрируются с медиа и рекламой. Важно, что пока они выделяются среди других информационных каналов качеством контента, незаспамленностью и пользуются более высоким доверием со стороны аудитории.