Целесообразно ли существование национальных республик

08.01.2018

До начала 19-го века Российская империя не знала национальных республик и имела деление на губернии. Но с началом 19-го века понеслось: Царство Польское, Княжество Финляндское, Грузия. Потом добавились Бухара и Хива.

На окраинах Российской империи уже не оставалось пустых территорий, а включаемые образования уже имели свою организационную особенность. В таком виде они и присоединялись к Империи.

При Александре III пришли к заключению, что национальные окраины надо интегрировать, потому что иначе они никоим образом с Империей связаны не были. Например, Финляндия по сути состояла лишь в личной унии с императором.

Но с началом Советской власти национальные республики обрели новое дыхание. Там была идея в том, что объединяющим фактором станет Советская власть. И на этой базе сложится Советский союз, состоящий из национальных республик.

Однако Советская власть так и не стала объединяющим фактором, зато наличие национальных республик стало как раз разъединяющим фактором при распаде Союза.

Да и по ныне этот фактор является разъединяющим, ибо сейчас вообще нет никакого объединяющего фактора.

Единственным таким фактором может быть идея об империи, но она не терпит местничества.

Меж тем в ряде национальных республик так называемая титульная нация не имеет большинства (Карелия, Адыгея и т.д.). А это уже не национальное деление, а квазинациональное деление, что вдвойне абсурдно.

Деление может и должно происходить по экономико-географическому принципу, а территориальная единица иметь явный центр притяжения. Мелкие нацреспублики могут быть включены с состав более крупных регионов, которые должны быть больше существующих регионов, но меньше федеральных округов.

Конечно должна быть разумная компенсация. И этой компенсацией может быть присвоение национального статуса соответствующим поселениям. И это отражало бы фактическое положение вещей. Ведь так и происходит: какое-нибудь национальное поселение, а через несколько десятков километров поселение русское.

Там же, где преобразование национальных республик невозможно (титульная нация существенно преобладает на всей территории и войти в более крупный регион не может в силу культурных причин, например Чечня), национальные республики имеет смысл оставить, но количество и правовой статус таких территорий должен быть явно регламентирован.