Провал российского военного кораблестроения

10.03.2018

В начале 2000-х годов началась постройка корветов проект 20380, были озвучены грандиозные планы по количеству построенных корветов (более 2-х десятков) и анонсировано будущее строительство фрегатов и эсминцев.

В это же время уже велось строительство дизельной подлодки «Санкт-Петербург», возобновлено строительство многоцелевой АПЛ «Северодвинск» и стратегической «Юрий Долгорукий».

В то время как атомные лодки строились ещё по Советским проектам, то надводные корабли – по новым.

По планам к 2020 году флот ждало полное обновление. Но произошло фиаско. На конец 2017г в строю всего лишь 5 корветов и ни одного фрегата нового поколения. Не говоря уже об эсминцах. Новые проекты оказались слишком инновационными, в тоже время научный и промышленный потенциал за 90-е годы в значительной степени был утрачен.

Было позабыто правило, согласно которому уровень инновационности не должен превышать 30%.

Кстати, параллельно со строительством кораблей по новым проектам были достроены и несколько по проектам конца 80-х. Например, СКР «Ярослав Мудрый» по проекту «Ястреб» и СКР «Дагестан» по проекту «Гепард». Однако же несколько корпусов обоих проектов так и не было достроено. А могли бы достроить, в то время пока головные корабли новых проектов проходили бы испытания.

Но тут хоть два корабля достроили, в тоже время недостроенный корпус 1155.1 (Адмирал Басистый) и вовсе был разобран на стапеле.

В тоже время корабли новых проектов в силу тех или иных причин так и не вышли на уровень, удовлетворяющий потребностям ВМФ.

Корветы 20380

Корветы должны были стать кораблями ближней морской зоны и охранять базы, прибрежные воды и побережье. Проблема этого проекта оказалась в том, что в него решили заложить и элементы корабля дальней морской зоны. Которым он, естественно, не стал, но стоимость увеличилась.

Так, дизеля давали сопоставимую с фрегатами дальность по топливу. Однако при этом дальность по провизии уже не обеспечивалась.

Так и не ясно, заработал ли согласно ТТХ ЗРК Редут. Ракетный комплекс Уран также не являлся универсальным. Ну и, конечно, данные по мореходности не вполне удовлетворяли параметра корабля дальней морской зоны.

В любом случае был сделан шаг в сторону повышения универсальности корвета. Так появился проект 20385 с ракетным комплексом калибр и немецкими дизелями. Стоимость корвета ещё более увеличилась. А тут и санкции подоспели.

В результате были снова заложены корветы по базовому проекту, но с некоторыми элементами, заложенными в 20380.

Короче, корвет не стал ни массовым, ни дешёвым, ни удовлетворяющим критериям универсальности.

Фрегаты 22350

Фрегаты должны стать универсальными кораблями дальней морской зоны. На текущий момент обнародованы две проблемы: недоведённый ЗРК Редут и украинская ГТУ, которая на текущий момент импортозамещается на Рыбинском предприятии Сатурн. Прошло уже 12 лет с закладки головного корабля в 2006 году и головной до сих пор не сдан.

Фрегаты 11356

Фрегаты проекта 11356 являются кораблями предыдущего поколения в сравнении с 22350. Их строительство стартовало в 2010г, когда стало понятно, что реализации кораблей новых проектов идёт со скрипом. В тоже время подобные корабли уже строились для Индии и были освоены промышленностью.

В результате на конец 2017г три фрегата проекта 11356 уже в строю, а головной 22350 всё ещё на испытаниях. Однако фрегаты оснащаются украинскими ГТУ и их дальнейшие поставки были заморожены в результате событий 2014г.

МРК 21631

Наконец, а 2010г началось строительство малых ракетных кораблей для оснащения Каспийской флотилии на базе малого артиллерийского корабля проекта 21630, который уже успешно эксплуатировался на Каспийской флотилии. Корабли оказались на редкость удачными в плане обхода договора о запрете ракет средней дальности сухопутного базирования.

В тоже время немецкие двигатели и малая мореходность накладывают на проект известные ограничения.

МРК 22800

В 2015 г началось строительство МРК по проекту 22800 с отечественными двигателями и улучшенной мореходностью.

Патрульные корабли 22160

Строительство кораблей началось в 2014 году на Зеленодольском заводе в Татарстане и предназначаются они в основном для выполнения противопиратских функций.

Основная претензия была в том, зачем строить узкоспециализированные корабли, когда можно было бы построить более универсальные корветы. Ведь параллельно Зеленодольцы строили корветы для Вьетнама.

Впрочем, выполнение противопиратских функций – это такая же необходимость, как и противостояние более серьёзному противнику. А у патрульников есть то, чего точно не будет у корветов – значительно увеличенная автономность.

Выводы по надводному кораблестроению.

Во всей этой истории единственной надеждой остаются фрегаты проекта 22350, чьи испытания вот должны завершиться.

В тоже время ходит слухи о грядущей модернизации проекта. Не ясным остаются мотивы модернизации. Одно дело, если существующие параметры проекта не позволяют достичь требуемых технических характеристик.

Другое дело, когда на хотелки об изменении проекта можно ответить фразой «от добра добра не ищут».

Ведь реализация нового проекта – это всегда долдбше, чем строительство отработанной серии.

Если всё таки принято решение реализовать новыйф проект. То до его ввода в строй имеет смысл параллельно строить и корабли по отработанному проекту. Тем более. Если они удовлетворяют большинству требований.

С другой стороны заложенный в 2016г корвет 20386 по своим анонсированным измерениям приближается к параметрам фрегата. Причём он снова не выглядит универсальным кораблём.

С другой стороны обращает на себя внимание применение газотурбинного двигателя, что автоматически предполагает увеличение скорости и снижения дальности. А значит корвет будет более соответствовать своему предназначению.

Т.о. в надводном кораблестроении уже два решения вызывают вопросы. На лицо, однако, планируемое увеличение водоизмещение в чём, конечно, может быть некий смысл.

Учитывая рост водоизмещения, открытым остаётся вопрос о дешёвом фрегате не больше 2000 тонн и что будут строить многочисленные речные верфи после окончания строительства МРК, патрульных кораблей и тральщиков.

Неатомные подводные лодки 677

Головная подлодка «Санкт-Петербург» была заложена в 1997 году, в 2010 была принята в опытную эксплуатацию и до сих пор находится в ней. Официально были признаны проблемы в проекте, в частности с двигателем и ГАС.

На текущий момент строится вторая подлодка этого проекта «Кронштадт», в проект которой были внесены изменения, призванные устранить недостатки выявленные в процессе испытаний у головной подложки.

Неатомные подлодки 636.3

Данный тип подлодок относится к усовершенствованному проекту предыдущего поколения. И начали строятся в 2010г после того, как у головной 677 проекта были выявлены неустраниые недостатки.

6 подлодок этого проекта уже в строю на Черноморском флоте. Ещё две строятся.

Модернизация кораблей советской постройки

Вообще говоря модернизация проводится в середине жизненного цикла корабля. Примерно в такой ситуации находятся СКР Неустрашимый и эсминец (по факту) адмирал Чабаненко. Однако оба надолго зависли на верфях по причине проблем с украинскими ГЭУ. Кроме того корабли были выпущены по сути по отдельному проекту, что также затрудняет модернизацию.

Стоимость модернизации более старых кораблей ещё более увеличивается и теряет смысл.

Смысл есть в том, чтобы на некоторых кораблях обкатать некоторые новые решения, которые могут быть в дальнейшем использованы на кораблях новых проектов.

Так, например, уже 7 лет идёт модернизация АПЛ проекта Щука-Б «Леопард». Это в целом сроки строительства новой АПЛ.