5 повседневных привычек, которые блокируют креативность

Все маленькие дети креативны — до тех пор, пока не освоят шаблоны решения различных задач. Они не знают одного «правильного» ответа, поэтому могут изобрести десятки различных способов, как использовать разные объекты. Чтобы нам, взрослым, разбудить свою креативность, предстоит избавиться от некоторых привычек, которые в повседневной жизни, наоборот, приносят много пользы. В статье мы расскажем, что это за привычки.

ПРИВЫЧКА 1. Искать правильный ответ. Эта вредная привычка привита нам в школе – на уроках, в задачках из учебника и в контрольных тестах всегда нужно было найти единственно верное решение. Но для креативного мышления не существует одного правильного ответа, их множество.

ПРИВЫЧКА 2. Обходиться имеющимися исходными данными . При решении задачи мы привыкли исходить из имеющихся данных. Например, в задачах из учебника всегда было ровно столько информации, сколько нужно для решения. В жизни так не бывает.

ПРИВЫЧКА 3. Думать о пользе и о выгоде. Быть креативными нам часто мешает привычка оценивать идеи с точки зрения их полезности. Например, представьте себе велосипед-душ: вы крутите педали и за счёт этого сверху начинает литься вода. Эта находка, безусловно, креативная, однако это ещё не инновация, способная вас озолотить. Кто станет тратить время на придумывание подобных бесполезных глупостей? Если вы рассуждаете подобным образом, то найти по-настоящему революционные идеи вам будет непросто.

ПРИВЫЧКА 4. Фокусироваться на одном вопросе. Ленивый ум всегда выбирает из вариантов, которые были предложены в условиях, и отвечает на вопрос, который был задан. Пытливый ум не любит границ: он всегда просит больше исходной информации и часто переформулирует задачу сам.

Когда вы фиксируете внимание на формулировке вопроса, включаются фильтры, заставляющие мозг отсеивать «лишнюю» информацию, и вы перестаёте замечать альтернативы.

ПРИМЕР. Во время предвыборной кампании Сильвио Берлускони вопрос ставился именно так: вы за Берлускони или нет? Все дебаты сводились к тому, чтобы вытащить на поверхность достоинства и недостатки этого скандального кандидата. Про остальных как будто забыли. Так избиратели были лишены альтернатив: теперь они решали голосовать за Берлускони или против, а других кандидатов даже не рассматривали.

Берлускони обрёл убеждённых сторонников и ярых противников, остальные хотя бы знали о нём, тогда как соперники оставались полностью в тени. В итоге Берлускони одержал победу на выборах. В 2004 году та же схема помогла президенту Уго Чавесу остаться на своём посту в Венесуэле. Вопрос ставился просто: «Чавес или нет?».

Стоит оговориться, что в повседневном общении не всегда стоит быть креативным, иначе вы рискуете оказаться слишком сложным собеседником. Скажем, друзья позвали вас в кино, ожидая ответа «да» или «нет». Вы начинаете подходить к вопросу «креативно», уточняя тысячу деталей, переформулируя вопрос и сомневаясь, что кино – лучший выбор на сегодняшний вечер, т.п. В результате вам вообще не удастся о чем-либо договориться.

Как видно, креативность может не только разрешать проблемы, но и создавать их, поэтому будьте внимательны и задумывайтесь, когда стоит включать креативность, а когда лучше воздержаться.

ПРИВЫЧКА 5. Проверять только одну гипотезу. Часто мы ограничиваемся тем, чтобы проверить один, наиболее правдоподобный ответ и, если находим ему хоть какое-нибудь подтверждение, отказываемся от дальнейших поисков. Чтобы убедиться в том, что подобным образом действует большинство людей, поиграйте в следующую игру.

ИГРА. Составьте ряд цифр, например «2, 4, 6», руководствуясь неким несложным правилом. Предложите вашему другу отгадать правило методом проб и ошибок. Пусть продолжит ваш ряд, а вы скажете, удовлетворяет ли его последовательность вашему правилу (правило запишите на бумаге, чтобы друг мог после окончания игры его проверить). Игра может развиваться так:

Вы: 2, 4, 6…

Друг: …8, 10, 12

Вы: Да, подходит

Друг: Я знаю правило! Нужно прибавлять 2 к предыдущей цифре.

Вы: Не совсем.

Друг: Нет? Ну тогда продолжу ряд так: …4, 2, 0

Вы: Не подходит.

Друг: Тогда так: …12, 14, 28

Вы: Подходит.

Друг: Я знаю правило! Нужно поочерёдно то умножать на 2, то прибавлять 2 к предыдущей цифре.

Вы: Не совсем.

Ваше правило проще, чем думает друг: последующая цифра должна быть больше предыдущей, и неважно на сколько. Однако у друга в голове рождаются другие идеи. И каждый раз, когда он получает подтверждение своей гипотезы, он уверен, что нашёл правильный ответ и оставляет дальнейшие поиски. По сути, сдаётся. Вы же стимулируете его добраться до правильного решения, давая обратную связь после каждого шага (сообщая, что найденное решение не совсем верное). К сожалению, жизнь не всегда предоставляет нам такую обратную связь, поэтому предположения нужно проверять более тщательно, не ограничиваясь одним-двумя случайными совпадениями.

Советуем еще прочитать эти статьи на данную тему из нашей Библиотеки: