5 схем студийного освещения

08.11.2017

Всем любителям фотографии рано или поздно захочется попробовать себя в роли студийного фотографа. Ведь так много крутых кадров можно сделать в четырёх стенах, используя разные тематики, наряды, атрибуты и прочее. Но если вы читали статью и знаете об оборудовании, которое вас ждёт, то придя в студию в первый раз, у вас возникнет вопрос: «А как поставить источники света?»

Впишите в поисковик «схемы расстановки света в фотостудии» и используйте понравившуюся вам.

Если не хотите использовать найденные схемы, то придумайте свою или соберите одну из нескольких. Есть основные схемы. Они в большинстве случаев просты в установке и понимании света, а также не требуют много техники. Большую часть этих схем можно собрать из домашней яркой лампы вместо вспышки и большого белого листа в качестве отражателя или вам хватит лишь одного окна, которое, в свою очередь, породило стиль Микеланджело.

1. Свет Ре́мбрандта

Схема названа в честь голландского художника и крупнейшего представителя золотого века голландской живописи. Он был последователем Караваджо Микеланджело. Караваджо писал свои полотна на чердаке, где было одно единственное маленькое круглое окошко под самой крышей, откуда поступал дневной свет. Это окно называлось «бычий глаз». Именно под этот поток света Караваджо ставил своих моделей. «Бычий глаз» — прототип жёсткого источника света.

Как видим на примере, свет исходит сбоку и немного попадает на тёмную часть лица, образуя треугольник Рембрандта.

Для данного вида освещения достаточно одного источника света. Свет устанавливается под углом 45° к модели. Отражатель позволит подсветить тени и избежать их излишней глубины: для этого он устанавливается с противоположной стороны от света и поворачивается на 45°.

Опираясь на схему «Рембрандтовский свет», вы можете создавать интересные художественные фотографии.

2. Раздельный свет

Он делит лицо модели на две части — одна часть лица хорошо освещена, другая находится в тени. Эту схему освещения используют для создания характерных портретов, например, портретов музыкантов или художников. Раздельный свет больше подходит мужчинам, поэтому его чаще используют для фотосъёмки мужского портрета.

Используя схему разделительного света, можно разделить лицо так, что глаз в тёмной стороне будет не виден, как на фотографии выше, или же сделать разделение чуть слабее, тогда оба глаза будут видны, пример приведён ниже.

Чтобы получить раздельный свет, расположите источник света в 90° от камеры, справа или слева от модели. Свет должен падать на модель сбоку. Обратите внимание, как свет обрисовывает лицо, и скорректируйте положение лампы соответствующим образом. Помните, что свет на теневой стороне лица должен отражаться только в зрачке глаза. Если модель слегка развернула лицо в сторону источника освещения, и свет попал на щёку, значит, схема уже нарушена.

3. Петля

При освещении типа «петля» на щеке модели появляется небольшая тень от носа. Чтобы построить такую схему, нужно установить источник света чуть выше уровня глаз модели и расположить его в 30–45° от камеры.

Если источник установить слишком высоко, то тени станут некрасивыми, а в глазах не будет бликов.

4. Бабочка

Схема «бабочка» также может варьироваться от более тёмного подсвета к более светлому.

Название этой схемы говорит само за себя: при данном освещении под носом модели появляется тень в виде бабочки. Источник рисующего света устанавливается также выше уровня глаз и сзади камеры. Фотограф оказывается прямо под источником освещения. Чаще всего такой свет используют для съёмки в стиле гламур и для того, чтобы создать тени под щеками и подбородком.

Для «бабочки» рисующий источник света необходимо поставить прямо за камерой и немного выше уровня глаз или головы модели. Иногда эту схему дополняют отражателем, который располагают под подбородком модели (часто лайт-диск дают в руки модели). Такой тип освещения подходит людям с выраженными скулами и худым лицом. С круглым и полным лицом подходит освещение «петля» или раздельный свет. Имея в наличии только отражатель или свет из окна, такую схему трудно смоделировать. Чаще всего требуется источник более жёсткого света как солнце или вспышка, чтобы тень под носом получилась более выразительной.

5. Полуоборот

Говоря о световом полуобороте, имеют в виду не схему освещения, а скорее тип. Любая из выше описанных схем освещения может быть смоделирована либо со световым, либо с теневым полуоборотом, будь то «петля», свет Рембрандта или раздельный свет.

Есть два типа полуоборота: световой и теневой.

Теневой полуоборот

Это тип освещения, противоположный световому полуобороту. Как видно из примера, при теневом полуобороте часть лица, обращённая на камеру (и соответственно, зрительно более крупная), уходит в тень.

Такой тип освещения часто используют для портретов в «низком ключе». При теневом полуобороте лицо находится в тени, а сама фотография кажется более объёмной. Теневой полуоборот можно использовать для съёмки большинства людей.

Световой полуоборот

При световом полуобороте лицо модели слегка развернуто от камеры, и более широкая часть лица, которая смотрит в камеру, освещена основным источником света. Таким образом, освещённой оказывается большая площадь лица, а в тени остаётся меньшая. Световой полуоборот иногда используется для портретов в «высоком ключе». При этом типе освещения лицо человека становится зрительно шире (отсюда и название), поэтому его используют для съёмки моделей с худым лицом. Большинство людей, тем не менее, хотят выглядеть на фотографии худее, поэтому такая схема не подойдёт для освещения моделей с полным или круглым лицом.

Для светового полуоборота нужно, чтобы модель отвернулась от источника света. Обратите внимание, как хорошо освещена широкая часть лица, которая смотрит в камеру.

Зрительно меньшая часть лица находится в тени. Вывод: при световом полуобороте освещается та часть лица, которую лучше всего видно на фотографии.

Мы привели примеры только нескольких схем. Вообще их существует бескрайнее количество, да и вы сами можете придумывать схемы.

Без практического опыта никуда, так что идите пробовать. Творческих успехов!

Автор статьи: Андрей Никитин

Источники и используемые иллюстрации:

1. 6 базовых схем освещения, которые должен знать каждый фотограф

2. Схемы освещения в портрете - классическая (рембрандтовская) схема освещения

3. Strobox.com