Цветовые схемы в кинематографе: яркая пятёрка

10.03.2018

Цвет — ещё один важный инструмент в руках оператора. Сочетая в кадре определённые цвета, можно добиться различных результатов — установить гармонию, внести напряжение в сцену или же акцентировать внимание зрителя на чём-то, привлечь и направить его взгляд. Сочетание цветов в кадре принято называть цветовой схемой. О том, какие цветовые схемы принято использовать в кинематографе, — наш материал.

Цветовой круг

Чтобы наглядно продемонстрировать сочетания тех или иных цветов, мы будем использовать простой инструмент, совершенно необходимый каждому фотографу и оператору. Название ему цветовой круг. Цветовой круг помогает ориентироваться в цветовом пространстве, а также грамотно сочетать цвета и добиваться нужных оттенков в любой цветовой модели.

Простейший цветовой круг состоит из последовательно расположенных 12 цветовых секторов. Посмотрите на него внимательно. Заметили, что все тёплые цвета расположены справа и образуют одно полушарие? А холодные расположены слева и образуют противоположное полушарие. На этом наблюдении будет основываться наш дальнейший рассказ.

Аналогичные цвета

Начнём с простейшей цветовой схемы — сочетания аналогичных цветов. Как нетрудно догадаться, это цвета, расположенные в одном их двух полушарий по соседству друг с другом. Использование близких друг к другу цветов создаёт спокойную, уютную и гармоничную картину. При этом стоит избегать появления какого-то контрастного к основной палитре цвета — он ворвётся в созданную вами гармонию и внесёт в неё ненужное противоречие.

Аналогичные цвета легко найти в естественной среде, например, при съемке пейзажей, или в тщательно подобранных интерьерах. В качестве примера приведем эту сцену из фильма «Афера по-американски». Нежные объятия как бы вписаны в теплые оттенки интерьера.

Комплементарные цвета

Самый простой, самый действенный и как результат — самый часто используемый приём. Название происходит от английского complement — «дополнять». Основывается этот приём на использовании двух прямо противоположных по цветовому кругу оттенков — к примеру, зеленого и красного, оранжевого и синего. Прямо по Пушкину:

Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень.
Не столь различны меж собой.
Сперва взаимной разнотой
Они друг другу были скучны,
Потом понравились, Потом
Съезжались каждый день верхом
И вскоре стали неразлучны.

Вы же помните произведение? Впрочем, мы отвлеклись.

Использование комплементарных цветов всегда приятно глазу. Оно добавляет кадру живости, контраста, но при этом не лишает изображение некоторой внутренней гармонии.

Вместе с тем противоположные цвета скрывают в себе серьезный конфликт, противостояние. В кинематографе часто используют это, чтобы «взаимной разнотой» оттенков в кадре усилить напряжение «в тон» разыгрывающемуся на экране действию.

Расщеплённые цвета

Эта цветовая схема аналогична предыдущей, только здесь одному «полюсу» на цветовом круге противопоставляется два находящихся рядом оттенка. Гораздо нагляднее это выглядит на схеме слева.

Контраст сохранён, но тем не менее он уже не такой явный, не так бросается в глаза и не вызывает раздражение. Подобное сочетание цветов таит в себе некую скрытую угрозу, скрытое напряжение. Этот кадр, кстати, принадлежит нашему старому знакомому из предыдущей заметки — Эммануэлю Любецки.

Триады

Триада — своеобразный треугольник, в вершинах которого лежат составляющие цветовую схему оттенки, как показано на иллюстрации.

Они не равносильны. Один из трёх, обычно, берётся основным; два остальных его оттеняют, используются для расставления акцентов. Цвета при этом начинают играть совершенно новыми красками, добавляя картине живости и остроты.

Такая схема редко встречается в кино — слишком сложно собрать три равноудаленных цвета в одной сцене. Вот пример из фильма «Контакт».

Тетрады

Последний пункт нашей насыщенной во всех отношениях программы. Если триады — это треугольник поверх цветового круга, то тетрады — это четырехугольник, соединяющий две противоположные пары цветов. Таким образом эта схема является чем-то средним между комплементарными и расщеплёнными цветами.

Что даст такое сложное сочетание? Полную палитру цветов со множеством вариаций в кадре! Яркая, сочная, жизнерадостная картина, или же наоборот, все оттенки отчаяния, печали, грусти.

Итак, все манипуляции с цветом уложены в рамки одного круга. Совсем просто, ведь так? Но эта простота открывает широчайший простор для творчества. Проявляйте фантазию, изобретательность, находчивость, и обязательно добьётесь выдающихся результатов.

Автор статьи: Антон Фирсов

Иллюстрации:

1. Snimifilm.com

2. Moviesincolor.com