Как работает «Главред»

23.07.2017

Зачем нужен Главред?

Главред в первую очередь ориентирован на коммерческий текст. Главная задача сервиса — помогать делать текст продающим: лаконичным, информативным и вызывающим доверие. Но, тем не менее, сервис полезен, даже если вы пишете не о бизнесе и не для клиентов, а просто статью, например, в паблик Медиашколы. Потому что в любом случае вы пишете для людей. И в любом случае вам захочется, чтобы текст воспринимался легко и не вызывал неприятных чувств.

Стоп-слова

В 1920 г. в США вышла книга американского профессора Уильяма Странка мл. «Элементы стиля». В этой короткой книге Странк привел правила, как писать понятно и избегать распространённых ошибок. В тринадцатом пункте Странк советует избегать лишних слов (перевод редактора):

«Чтобы текст был энергичным, он должен быть ёмким. В предложении не должно быть ненужных слов, в абзаце — ненужных предложений, так же, как на картине не должно быть ненужных штрихов, а в механизме — ненужных деталей. Это не значит, что автор должен делать каждое предложение максимально короткими, избегать подробностей или описывать свой предмет лишь общими чертами. Это значит, что каждое слово должно иметь смысл».

Стоп-слова — такие единицы языка, которые используются не по назначению, безболезненно убираются из текста или которые можно предсказуемо превратить в более лёгкую языковую конструкцию. Их не нужно избегать всегда, но они помогают задуматься, всё ли в вашем тексте в порядке.

Стоп-слова делятся на группы:

• Страдательный залог;

• Определения;

• Паразиты времени;

• Модальность;

• Отглагольные существительные.

Страдательный залог

Страдательный залог лишает предложения силы, забирая у него самый мощный глагол — сказуемое. Смотрите сами:

С вами свяжутся в течение двух рабочих дней.
Мы свяжемся с вами в течение двух рабочих дней.

Первое предложение выглядит даже немного угрожающе, а второе делает вас ближе к читателю.

Если вам хочется использовать страдательный залог, подумайте, зачем он вам? Возможно, вы сделаете предложение сильнее и энергичнее, убрав его.

Определения

Определения тоже делятся на группы:

Усилители. Это слова, которые мы добавляем, чтобы сделать сообщение более внушительным: абсолютный, безусловный, весь, каждый, очень, весьма, сильно, крайне, действительно, по-настоящему. Проблема усилителей в том, что они обозначают вполне конкретные вещи. Подумайте, можете ли вы отвечать за эти слова? Если да — смело используйте, если нет — потеряете доверие читателя.

Посмотрите, как чистая, простая фраза сначала перестаёт вызывать доверие, а затем и вовсе становится угрожающей, если прибавлять к ней усилители:

Я тебя люблю.
Я тебя очень люблю.
Я правда тебя очень люблю.
Поверь мне: я действительно очень тебя люблю.
Поверь мне: я действительно очень тебя люблю. Честно.

Как ни парадоксально, усилители делают фразу слабее.

Размытые понятия. Один из лидеров, весьма выгодный, достаточно высокого качества, по вполне приемлемым ценам. Вызывают ли у вас доверие такие формулировки?

Сравните два заголовка:

Команда КВН «Самые весёлые» показала хорошие результаты на фестивале Лиги КВН Москвы и Подмосковья.
Команда КВН «Самые весёлые» заняла 3-е место на фестивале Лиги КВН Москвы и Подмосковья.

В каком случае вы порадуетесь за команду больше?

Качественные прилагательные. В большинстве случаев с ними нет никаких проблем. Это те прилагательные, с которыми нельзя поспорить: красный, твёрдый, жёсткий, мокрый, деревянный, солёный, тёплый. А вот с другими можно поспорить: высокий, дорогой, выгодный, далёкий, качественный, сильный, значительный. Они вроде бы и говорят нам о качестве того, что мы описываем, но с другой стороны — ничего не говорят. Высокий дом — это какой? Недорогой товар — насколько недорогой?

Паразиты времени

Чаще всего вы пишете о чём-то, что происходит сейчас. Если нужно отослать читателя в прошлое, вы напишете «в прошлом году» или «на прошлой неделе». Если в будущее — «завтра», «в следующем месяце».

Что делать с настоящим временем? Ничего. Вы и так находитесь в настоящем. Поэтому смело убирайте «на сегодняшний день», «в наши дни», «в наше время» и «в современном мире». Используйте эти слова только если вы постоянно отсылаете читателя к прошлому или наоборот, постоянно говорите о будущем. В этом случае указать, что действие перемещается в настоящее, нужно обязательно.

Примеры упрощения текста:

В наши дни молодому специалисту очень трудно найти работу после вуза.
Молодому специалисту очень трудно найти работу после вуза.
Найти работу после вуза трудно.

В настоящее время на территории России проживает более десяти миллионов иностранных граждан.
На территории России проживает более десяти миллионов иностранных граждан.
В России живёт девять миллионов иностранцев.

Модальность

Может, стоит, должен, нужен, обязан, следует, необходимо, требуется. Эти глаголы не несут смысла, если их взять отдельно от другого глагола. В этом их минус. Конструкция с модальным глаголом обычно легко превращается в один глагол.

Пример:

Вы можете зарегистрироваться на курсы по подготовке к ЕГЭ, заполнив заявку ниже.
Зарегистрируйтесь на курсы по подготовке к ЕГЭ, заполнив заявку ниже.
Зарегистрируйтесь на курсы с помощью заявки ниже.

Вы должны зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.
Зарегистрируйтесь, чтобы высказаться.

Заключение

Конечно, это не все правила, которыми руководствуется Главред при проверке текста. Сервис также предостережет от использования канцелярских слов, посоветует заменить глаголы состояния на глаголы действия, выразит сомнения по поводу ряда предлогов, подчеркнёт громоздкие, сложные для восприятия конструкции и так далее. Но мы постарались выделить основные и самые важные правила, с которых удобно начинать. Если хотите углубиться в тему — читайте советы Максима Ильяхова или сделайте предзаказ книги Главреда.

Используя сервис автоматической проверки текста Главреда, имейте в виду, что это — программа, она не учитывает контекст и не может знать, о чём вы пишете. Поэтому вычищать текст от каждого подчёркнутого слова и добиваться твёрдой десятки не нужно. Сервис создан не для этого, а для того, чтобы вы смогли лишний раз проверить текст на соответствие информационному стилю и задуматься, нет ли в нём мусора.

Автор статьи: Татьяна Коровкина

Источники:

1. Советы Максима Ильяхова;

2. Анонс курса «Информационный стиль и редактура текста».