Композиция во флористике

Флористика — это искусство составления красочных букетов из цветов, листьев, травы и украшений.

В основы композиции входит план композиции, её пропорции, сбалансированность и гармоничность. Их-то мы и разберём.

Основные принципы композиции

Некоторые принципы во флористике похожи на приёмы композиции в фуд-фотографии. О них подробнее читайте в нашем предыдущем материале.

Рассмотрим основы композиции во флористике:

1. Замысел и конструкция — план, на основе которого создаётся букет. Конструкция имеет структуру, состоящую из высоты, ширины и глубины. Перед тем как приступить к составлению, мастер представляет конечный результат.

Чтобы представить итог, необходимо уметь хорошо фантазировать. На примере данной работы видно, что автор создавал пышный букет, с переходом от розового к белому цвету
Чтобы представить итог, необходимо уметь хорошо фантазировать. На примере данной работы видно, что автор создавал пышный букет, с переходом от розового к белому цвету

2. Пропорция — это соотношение размера растений и сосуда, между всеми цветами, листьями и вазой. Приятное и гармоничное впечатление указывает на то, что все пропорции соблюдены.

Для соблюдения этого закона в создании работы исходят из правила золотого сечения и чисел Фибоначчи. Во флористике применяют чаще всего соотношение 2:3, 3:5:8.

Предположим, что букет стоит вертикально в вазе. Тогда если всю высоту конструкции разделить на 8 частей, то из них 5 должны приходиться на цветы, а 3 на вазу. Также размер самого высокого цветка должен быть равен 1,5 высоты вазы (светлые цветы и бутоны — выше, более тёмные — ниже). Примерно так же должны соотноситься части в букете, который держат в руках. Всё это на глаз, не нужно мерить всё линейкой.
Теперь возьмём букет цветов, который стоит в корзине горизонтально (тоже самое относится и к плоской вазе). В таком случае нужно учитывать диагональ или диаметр вазы. Самая длинная ветка и цветок должны составлять 5 частей, самые короткие 3 или размер самого длинного цветка должен быть равен 1,5 диаметра или диагонали вазы.

Помимо правил золотого сечения и чисел Фибоначчи важно пользоваться правилом третей (упрощённое правило золотого сечения). То есть, если разделить прямоугольную форму по горизонтали и вертикали на три части, получим пересечение осей, и именно в этих пересечениях расставляют акценты.

В этом творении заметно, что внимание приковывает рыжая роза снизу, а затем уже взгляд распространяется по всему букету, благодаря правилу золотого сечения
В этом творении заметно, что внимание приковывает рыжая роза снизу, а затем уже взгляд распространяется по всему букету, благодаря правилу золотого сечения

3. Фокусная точка — это центр внимания композиции, такое место, куда притягивается взгляд. Это могут быть более крупные цветы или группа мелких цветов, которые расположены по краям вазы. Фокусная точка не должна быть большой, иначе внимание будет рассеяно, и это испортит всю композицию.

Здесь фокусной точкой являются синие цветы, не смотря на то, что они составляют половину части букета. Взгляд фокусируется именно в центр, затем на цветы слева
Здесь фокусной точкой являются синие цветы, не смотря на то, что они составляют половину части букета. Взгляд фокусируется именно в центр, затем на цветы слева

4. Ритм — это движения в композиции, достигнуть которого можно чередованием формы и цвета, и ещё сменой размеров цветов. Без ритма композиция выглядит однообразно и скучно.

В этом букете смешаны цветы разных форм и размеров. Но поменять ничего не хочется — прослеживается ритм, поэтому букет смотрится интересно
В этом букете смешаны цветы разных форм и размеров. Но поменять ничего не хочется — прослеживается ритм, поэтому букет смотрится интересно

5. Уравновешенность — это гармоничный баланс во всей работе: все цветы по цвету и размеру друг друга не утяжеляют и букет не кажется переполненным с одной стороны.

Существует несколько приёмов зрительного утяжеления более лёгкой стороны аранжировки. Для этого нужно знать, что тёмные цветы тяжелее, чем светлые, а круглые тяжелее, чем трубчатые.

Также существует баланс между верхом и низом. Крупные цветы в середине или внизу составленного букета создают впечатление уравновешенности.

Яркий пример того, как тёмные длинные растения по бокам утяжеляют светлые розы в центре композиции
Яркий пример того, как тёмные длинные растения по бокам утяжеляют светлые розы в центре композиции

6. Гармония — это эстетическое качество компо­зиции, эстетическая ценность, при которой все части аранжировки, их форма и цвет дополняют друг друга.

Работа едина, ничего лишнего. Мягкие тона, которые идеально дополняют и гармонируют друг с другом
Работа едина, ничего лишнего. Мягкие тона, которые идеально дополняют и гармонируют друг с другом

7. Цвет — один из основных элементов верно составленной работы. Здесь на помощь приходит цветовой круг. В нём располагаются оттенки спектра солнечного луча, пропущенного через призму, а также переходные тона. Все цвета можно разделить на:

  • Тёплые — это красный, оранжевый и жёлтый;
  • Холодные — это синий, сине-фиолетовый, фиолетовый и зелёный.

Тёплые цвета помогают оживить композицию. Цвета этой части спектра притягивают больше внимания к себе, а значит отвлекают внимание от холодных. Холодные цвета успокаивают.

Данная композиция иллюстрирует, как тёплые и холодные цвета смешиваются, создавая единую картинку, из которой ничего не выбивается. Работа смотрится живо и мягко, но немного бледно
Данная композиция иллюстрирует, как тёплые и холодные цвета смешиваются, создавая единую картинку, из которой ничего не выбивается. Работа смотрится живо и мягко, но немного бледно

Советы фотографам

1. Самое первое о чём вы должны подумать — это идея. Снимаете вы для образцов магазина, чтобы продавать цветы, или для фотографии в профиль Instagram, а быть может для своего портфолио фотографируете букет невесты — не важно, идея должна быть в любом случае. Дайте вашей фантазии полёт.

2. Второе — это окружение. Здесь важно понимать, что букет должен правильно вписываться в окружение. Если вы снимаете для журнала по флористике, то лучше искать светлые места, если обратное не задумано. Например, подоконник или обеденный стол у окна. Если же вас нанимают сделать снимок для магазина цветов, тогда переговорите с заказчиком все детали, пусть вам подскажут, вы ведь фотограф, а они инициаторы (это на тот случай, если нет у самих идей или не хотите показаться банальными).

3. Третье — это свет. Лучше всего использовать контровой + заполняющий свет.

В общем, всё зависит от многих обстоятельств: индивидуальный стиль фотографа, запросы заказчика (если это не вы сами), сам букет, свет и окружение. Всё должно гармонично сочетаться и дополнять друг друга. Используйте различные места, дополнительные аксессуары и все возможные подставки. Творите, ищите идеи у других фотографов (главное — это не дублировать идеи, а вдохновляться ими) и пробуйте. У вас всё получится!

Заключение

Красивые букеты не так просто составить, сегодня мы в этом убедились, ведь столько всего нужно учитывать. Работа сложна, но прекрасна. А пока лето ещё не закончилось, у вас есть прекрасная возможность практиковаться на цветочках, которые растут под окном или на поле в лесу. Творите!

Автор статьи: Елена Герасимова

Источники:

1. 7 принципов правильно составленной композиции

2. Основы композиции во флористике. Закон пропорций, правило золотого сечения

3. Основы композиции во флористике. Теория цвета

Иллюстрации:

1. Unsplash.com