Негативное пространство

16.10.2017

Создание логотипа — не самая простая задача для дизайнера. Один из залогов успешного логотипа — скрытый в нём смысл, некая деталь, разгадать которую предстоит зрителю. Для создания такого эффекта широко используется техника негативного пространства.

Винные цитаты. Дизайнер: Julius Seniunas
Винные цитаты. Дизайнер: Julius Seniunas

Техника негативного пространства

Негативное пространство — это свободное пространство, образуемое между объектами композиции, внутри или вокруг них. Принцип негативного пространства работает так: нужно использовать пространство вокруг или внутри основного изображения, чтобы подчеркнуть идею в целом и скрыть послание внутри.

Изначально вы видите только сам объект дизайна, но если взглянуть глубже, то рассмотрите окружающее пространство взятого объекта. С помощью этой техники можно добиться впечатляющих результатов.

Подбор полётов. Дизайнер: Rajendra Prasad A
Подбор полётов. Дизайнер: Rajendra Prasad A

Появление

Так кто же этот гений, кто изобрёл такой приём? Знакомьтесь, это Джордж Бохуа. Он впервые использовал негативное пространство в создании логотипов в попытке уйти от сложных форм к более простым и понятным. Джордж смог доказать всему миру, что создать эффектный логотип можно и из совершенно простых форм.

Применив негативное пространство в создании логотипа, он приоткрыл новые горизонты для графических дизайнеров. Создалось принципиально новое направление в дизайне логотипов, в котором негативное пространство использовалось в качестве совершенно новой концепции.

Бюро связи и средств массовой информации «Шторм». Дизайнер: Gert van Duinen
Бюро связи и средств массовой информации «Шторм». Дизайнер: Gert van Duinen

Давайте представим, как это могло бы выглядеть. Если используется двухцветный или чёрно-белый вариант логотипа, то, как правило, на рисунке предмет показывается чёрным цветом, а пространство вокруг остаётся незакрашенным (например, белым). Таким образом, формируется сам силуэт предмета. Впрочем, объект может быть любого другого цвета, а не чёрного, как мы избрали для примера. Всё пространство вокруг объекта (в нашем случае оно будет закрашено белым цветом) будет образовывать негативное пространство, то есть не занятую ничем область.

Вино юрского периода (Jurassic Wine). Дизайнер: Gert van Duinen
Вино юрского периода (Jurassic Wine). Дизайнер: Gert van Duinen

Смысл

Если в логотипе есть скрытый смысл, то он заметен не всегда. Когда дизайнер делает акцент на «потайном» смысле логотипа, то тогда он станет очевидным. То есть основным становится именно негативное пространство, а не логотип.

Раскрась город. Дизайнер: HitByReindeer
Раскрась город. Дизайнер: HitByReindeer

При использовании техники в логотипе вы получите картинку в картинке, что даст простор для фантазии зрителя. Метод хорошо применяется при создании минималистичных иллюстраций. Например, логотип для компании прекрасно будет смотреться с использованием приёма негативного пространства — смело и просто, ничего лишнего.

Здесь вы видите применение логотипа компании Mr. Milk на предметах с использованием негативного пространства
Здесь вы видите применение логотипа компании Mr. Milk на предметах с использованием негативного пространства

Вот ещё несколько примеров работ с использованием негативного пространства:

Вино и фортепьяно. Изысканный вкус. Дизайнер: Mootto Studio
Вино и фортепьяно. Изысканный вкус. Дизайнер: Mootto Studio
Международный фестиваль короткометражного кино. Дизайнер: Shylesh Kumar
Международный фестиваль короткометражного кино. Дизайнер: Shylesh Kumar
Портретное фото. Дизайнер: Atakan Seçkin
Портретное фото. Дизайнер: Atakan Seçkin
Агентство недвижимости «Голубой пес». Дизайнер: Sean Heisler
Агентство недвижимости «Голубой пес». Дизайнер: Sean Heisler
Движение. Дизайнер: Nick Hood
Движение. Дизайнер: Nick Hood
Пеликан. Дизайнер: ru_ferret
Пеликан. Дизайнер: ru_ferret

Использовать приём негативного пространства надо умело, иначе зритель не поймёт замысел или ничего не увидит вовсе. Грамотное управление негативным пространством позволит создать ощущение воздушности и элегантности композиции, заострить внимание зрителя на нужном элементе композиции, а также передать дополнительный смысл работы и создать легко воспринимаемый зрителем текст.

Автор статьи: Елена Герасимова

Источники:

1. creativshik.com: Позитивно о негативном

2. brandbooki.ru: Негативное пространство в логотипах

Иллюстрации:

1. fresher.ru: Негативное пространство логотипов